Метамодернистская психология

Metamodernist PsychologyМетамодернистская психология

Метамодернистская психотерапия: теоретические основания и решаемые задачи

УДК:159.9.019:615.851
МЕТАМОДЕРНИСТСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ
Гребенюк А.А.
кандидат психологических наук, врач психотерапевт, врач психиатр-нарколог,
ГБУЗ РК «Крымский научно-практический центр наркологии», дневной стационар
Носовцов А.Е.
медицинский психолог,
ГБУЗ РК «Крымский научно-практический центр наркологии», дневной стационар
Аннотация: в статье рассматриваются теоретические основы метамодернистской психотерапии. Приводится сравнительный анализ решаемых ею задач, в сравнении с психотерапией, выстроенной на основе модернистского и постмодернистского мировоззрения. Констатируется, что опора на принципы метамодернистской психологии позволяет оказывать эффективную психотерапевтическую помощь с учётом ментальности людей эпохи «Новой реальности» и даёт возможность по-новому увидеть психогенез ряда патологических симптомов.
Ключевые слова: психотерапия, метамодернизм, модернизм, постмодернизм, метакси-психология, новая реальность, когнитивно-смысловая теория аддикций, когнитивно-смысловая антикрейвинговая терапия.

METAMODERNISTIC PSYCHOTHERAPY: THEORETICAL FOUNDATIONS AND TASKS TO SOLVE
Grebenyuk A.A.
Nosovtsov A.E.
Abstract: the article considers the theoretical foundations of metamodernistic psychotherapy. The comparative analysis of the problems solved by it, in comparison with psychotherapy, built on the basis of modern and postmodern worldview. Is noted that the reliance on the principles of metamodern psychology allows to provide effective psychotherapy taking into account the mentality of the "new reality" era people and enables a new way to see the psychogenesis of a number of pathological symptoms.
Key words: psychotherapy, metamodernism, modernism, postmodernism, metaxy-psychology, new reality, cognitive-sense addiction theory, cognitive sense anti-craving therapy.

Многочисленные кризисы (изменения климата, финансовые спады, рост числа вооруженных конфликтов и др.) инициировали изменение в состоянии культуры, получившее название метамодернизма [1; 2]. Новая мировоззренческая позиция, раскачиваясь от модернистской установки к постмодернистской и обратно, стала задавать новые условия восприятия реальности, что в первую очередь проявилось в искусстве [3], а после стала проникать в различные области гуманитарного знания, в том числе психиатрического [4]. Учитывая то, что искусство и психотерапия черпают свои идеи часто из одних и тех же философских источников, а потому во многом ставят перед собой сходные задачи и используют близкие методы воздействия [5], мы решили изучить возможность построения психотерапии на основе мировоззрения метамодернизма. Для этого нами предлагается применение принципов метамодернистской психологии (т. н. метакси-психологии [6]) для помощи человеку в избавлении от различных эмоциональных, личностных, социальных и тому подобных проблем, а также лечебного воздействия на психику.
Метамодернистская психология предлагает смену постмодернистского тезиса «вся наша жизнь – игра», на тезис «вся наша жизнь – перформанс», что, по сути, означает переход к целостному отображению действительности в сочетании с отходом от дуализма в оценках, а иногда и вообще их отсутствием [6]. Такого рода понимание перфоманса соответствует его определению, данному известным исследователем метамодернизма профессором Р. Эшельманом [7] и отличается от принятого в культурах модерна и постмодерна.
Тем самым, данный переход задаёт качественно иной взгляд на решение стоящих перед психотерапией (психокоррекцией) задач, отличая его как от модернистских, так и от постмодернистских взглядов.
Перформанс в культуре модерна превращал устное творчество в акт представления [8], которое в психотерапии было направлено на активизацию борьбы с внешними проявлениями социальных отклонений в обществе. Примером психотерапии, построенной на такого рода перфомансе, можно считать внушение по В.М. Бехтереву, который видел его как «воздействие одного лица на другое путём непосредственного прививания идеи, чувства, эмоции и других психофизических состояний без участия личного сознания внушаемого лица» [9]. Для этого он оказывал внушение словами, интонацией, мимикой и жестами, собственными поступками и действиями, своей симпатией, отвращением, своей любовью и ненавистью.
Для постмодернистов перформанс представляет собой пространство творческой лаборатории, в которой в процессе поиска и эксперимента осуществляется «действенный процесс культурной и личностной рефлексии» [10]. Эта его характеристика определила содержание различных видов постмодернистской психотерапии. Создатель перформанс-арт-терапии, известная российский художник и психолог Е.А. Морозова, верно подмечая связь между появлением «психотерапевтического» перформанса с работами югославской художницы, мастера перфоманса Марины Абрамович, обратила внимание, что акции Абрамович, такие как «Освобождение тела» (1975), «Заряженное пространство» (1978) – почти буквально совпадают с отдельными техниками телесно-ориентированной терапии. «Освобождение голоса» – с терапией первичного крика А. Янова, «Освобождение памяти» (1975) – со словесным ассоциативным тестом. Кроме того, многие совместные перформансы Абрамович с Улаем (например, «АAA-AAА», 1978) можно рассматривать как своеобразную семейную терапию. Морозова также считает, что сформулированный Абрамович принцип «делать то, чего боишься» – явно соотносится с широко известной техникой парадоксальной интенции логотерапии В. Франкла, парадоксальными заданиями М. Эриксона и «терапией испытания» Дж. Хейли, а использование в качестве материала и «топлива» для творчества детских травм («художник тем лучше, чем хуже у него было детство») – совпадает с общим принципом повторного переживания травмы в психодраме [5].
Перфоманс эпохи постмодерна позволил психотерапевтам начать предлагать пациентам ставить эксперименты и наблюдать выявляемые в их ходе феномены (экспериментально-феноменологический подход в гештальт-терапии), а использование принципа классического перформанса «здесь и сейчас» (гештальт-терапия, когнитивная терапия) стал базовым для многих направлений психотерапии. Присущее перфомансу погружение в процесс, а не ориентация на результат стало визитной карточкой «процессуально-ориентированной терапии» A. Минделла. Метод психодрамы Я.Л. Морено включил в себя спонтанное физическое действие как способ преодоления логоцентризма западной культуры, а провокативная терапия Ф. Фарелли – превратила художественную провокацию в жёсткие парадоксальные техники (абсурдные советы, передразнивание, высмеивание, вербальную конфронтацию). В свою очередь, возможность перевода одного и того же внутреннего текста, одной и той же проблемы на язык разных видов искусства, создавая рисунок, движение, стихотворение, музыкальную композицию – легло в основу терапии выразительными искусствами (expressive arts therapy).
Использование метамодернистской психологии для коррекции смысловых структур или лечения патологических психических симптомов, означает переход к использованию перформанса по Р. Эшельману. В результате этого человек обретает способность к одномоментному восприятию противоположных идей, при одновременном сохранении своей способности к функционированию. Всё это способствует выходу личности из толпы потребителей и её сосредоточению на своём внутреннем мире, обращению к ценности самоидентификации и тяготению к абсолютным, предельным ценностям человеческого существования.
При этом отличия метамодернистской психотерапии (психокоррекции) от модернисткой и постмодернистской наглядно проступают при сравнении способов решения ими определенных психотерапией задач. Следует отметить, что впервые подобного рода приём был использован А. Блатнером (2004) [11], который применил его для анализа особенностей постмодернистской психотерапии, что было учтено в приведённом ниже сравнительном анализе особенностей решения важнейших психотерапевтических (психокоррекционных) задач в разные культурные эпохи:
Задача 1. Формирование основополагающей ценности
Эпоха модерна: основополагающей ценностью провозглашена свобода личностного самоосуществления. Выступает как константа, поэтому оптимизировать предлагается способы производства, средства регулирования обществом – но не развитие человека.
Эпоха постмодерна: основополагающей ценностью провозглашается творчество. Признаётся необходимость развивать у человека высокую оценку спонтанности и практичности, умения свежим взглядом посмотреть на проблему с абсолютно новой или иной точки зрения.
Эпоха метамодерна: основополагающей ценностью провозглашается генерация новых деидеологизированных и не ироничных идей. Для этого необходимо развивать у людей умение, колеблясь между посланием модернистского стремления к смыслу и постмодернистского сомнения в смысле, усматривать новые горизонты и способы нахождения решений.
Задача 2. Гармонизация личной мифологии
Эпоха модерна: помощь в разрешении, в рамках личной биографии, трагического противоречия между потенцией индивидуального разума и конечностью физического существования. В качестве паллиатива для решения этой задачи используются различные трансвременные сущности, в большей или меньшей степени устойчивые к течению времени по сравнению с индивидуальной продолжительностью человеческой жизни (отождествление индивидуума с нацией, различными идеологиями).
Эпоха постмодерна: помощь в создании «личной мифологии». Для этого человеку предлагается построить историю собственной жизни с элементами приключения и героического эпоса. При этом полагается, что, преодолевая чувство неполноценности, возникшее в связи с семейной атмосферой, субкультурной принадлежностью, своими интеллектуальными или физическими возможностями, человек обретает способность «переоформить» всю свою жизнь.
Эпоха метамодерна: помощь в том, чтобы увидеть свою жизнь не такой, какая она есть, а такой, какой она должна быть. Для этого следует опираться на транссентиментализм, возвращающий к лиризму, уважительное, а не ироничное цитирование образцов, деидеологизацию исторического наследия, обращение к надежде на светлое будущее.
В результате приходит понимание того, что любой кризис: А) не может повредить человеку; Б) дарит человеку надежду, а значит уводит его от отчаяния; и В) дарит ощущение того, что наносимый кризисом вред на деле таковым не является. Таким образом, формируется устойчивая оптимистическая реакция на любую жизненную проблему.
Задача 3. Сформировать отношение к трансперсональному
Эпоха модерна: помочь человеку в десакрализации мира, на фоне побуждения его к самоотождествлению. Так как Бог либо умер, либо выведен за скобки деизмом, а потому мир безблагодатен, трансцендентное не пронизывает имманентное, а сам мир представляет собой механическую машину – надо помогать человеку повышать уровень знаний, чтобы взять у природы всё, что ему нужно («Знание – власть»).
Эпоха постмодерна: помочь человеку выработать трансперсональную перспективу, как основу мировоззрения. Для этого предлагается содействие в построении личной мифологии посредством синтеза идей Адлера, Юнга, Ранка, поиска смысла жизни в процессе психотерапии по В. Франклу, а также в ходе чтения, размышлений, бесед с друзьями и тому подобное – с целью нахождения субъективно истинных трансперсональных мифологических образов.
Эпоха метамодерна: помочь человеку реконструировать имманентный опыт, который ранее объяснялся ими трансцендентальными причинами. В этой связи не утверждается (равно, как и не отрицается) идея метанарратива религии и трансцендентного начала. Однако, при этом мифотворчество рассматривается как искусственный процесс, который состоит из литургии, гимнов, церемоний, писания и божественного пантеона. А собственная вера, как высшая универсальная истина, обосновывающая соответствующие ей культ, нормы и правила жизни – становится творческим и исследовательским процессом.
Задача 4. Помочь определить образ своего «Я»
Эпоха модерна: помочь создать человека-индивида. Для этого ему необходимо помогать развивать индивидуальность в форме самореализации и потребность в обязательном самоопределении – выборе личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, как основного механизма обретения и проявления человеком свободы. 
Эпоха постмодерна: помочь принять плюралистический образ своего Я. Для этого широко используется метафора многообразного «Я», с целью предоставить свободу выражения различным его составляющим.  Плюралистическая модель позволяет изменить множество конкретных практических действий. Например, внутренние конфликты можно разрешать в ходе переговоров, а не навязыванием воли одной части Я другой его части (что, в частности, привело бы к неизбежному стремлению подавленной части найти непрямой, завуалированный и / или откровенно патологический способ выражения).
Эпоха метамодерна: помочь начать принимать свои идеи и чувства как «родные» для себя, и «чужие» – для других, препятствуя тем самым нарушению самоидентичности и возвращая способность к контролю и управлению происходящим. Такой подход помогает человеку утвердить собственную самость. Для этого обращает его к созданию хронотопов, позволяющих сделать многократный выбор между возможностями, ради сохранения им своей целостности независимо от результатов предыдущих попыток справиться с проблемной ситуацией и детерминирующими её условиями.
Задача 5. Помощь в решении межличностных проблем
Эпоха модерна: формирование идеала приверженности собственным ценностям и образу жизни, как единственно верным.
 Эпоха постмодерна: помощь в раскрытии ценностных особенностей других культур. Способствование пониманию того, что, с точки зрения настоящего и будущего, чужое мировоззрение, возможно, имеет целый ряд преимуществ. Это касается норм и образа жизни не только иностранцев, но и представителей другого пола, сексуальной ориентации, возраста, субкультурной принадлежности и т.п.
 Эпоха метамодерна: развивает мышление в направлении определения точного объёма проблемы, с целью нахождения свободных пространств для принятия решений по другим вопросам. 
Формирует такое отношение к реальности, в основе которого лежит представление о происходящих в ней событиях с множества позиций одновременно, что даёт субъекту свободу воспринимать и толковать себя и других людей. Запечатлевая сами колебания между наивностью и всезнанием без фиксации на самом объекте восприятия, такой человек начинает видеть пути преодоления конфликтов там, где их не видят люди с модернистским и постмодернистским отношением к жизни.
Задача 6. Подходы к лечению (психокоррекции)
Эпоха модерна: лечение предлагается исходя из поиска универсального знания, на основе методоло­гического монизма и с построением исследовательской и терапевтической методологии по образцу точных наук.
Эпоха постмодерна: предлагает эклектический подход к лечению – по причине того, что пациенты с одинаковым «диагнозом» обладают различным набором интересов, слабостей, достоинств, и эти особенности часто влияют на прогноз в большей степени, чем сам диагноз.
Эпоха метамодерна: предлагает радикально переоценить структуру ранее применявшейся малорезультативной психотерапии (само-психотерапии), так как именно в ней видится первоочередная причина любого кризиса. При этом последующий демонтаж и реорганизация касается, прежде всего, традиционных и «исторически сложившихся» взглядов на психотерапию – для их прогрессивных изменений.
Задача 7. Развитие мышления
Эпоха модерна: помогать пациентам развивать в себе технику причинно-следственного мышления. Действительность в таком случае представлялась как единая целостность, как «картина мира» с жёстко привязанными к определенным явлениям, процессам и смыслам образами. В это время приобретает особое значение техника причинно-следственного мышления, которое и по сегодняшний день расценивается как наиболее точное, научное, и, следовательно, авторитетное. 
Эпоха постмодерна: помогать развивать в себе способность к метапознанию («мышлению о мышлении»), с целью формирования навыков осознания важнейших проблем и смягчения патологических симптомов.
Эпоха метамодерна: помогать развивать способность к метапознанию с целью предупреждения негативного влияния неконтролируемых реакций неприятия в отношении отдельных идей или людей на объективную оценку и содержание мышления.
Задача 8. Формирование основной способности
Эпоха модерна: формирование способности к оригинальному мышлению, основанному на внутренней свободе и особом видении мира, выдвигаемого на передний план психотерапии.
Эпоха постмодерна: формирование способности изменять угол зрения. Для чего в качестве ведущего метода рекомендуется использовать ролевую игру особого рода, в ходе которой участникам предлагают время от времени меняться ролями.
 Эпоха метамодерна: формирование способности одновременно принимать противоположные идеи и при этом сохранять возможность к функционированию. В результате одиночество и противостояние враждебному миру заменяется новым романтизмом, предлагающим выйти из толпы потребителей и сосредоточиться на своем внутреннем мире, занять собственное индивидуальное духовное пространство. В качестве основного терапевтического приёма используется перформатизм по Р. Эшельману.
В заключение мы хотим отметить, что опора на принципы метамодернистской психологии позволяет не только оказывать психотерапевтическую помощь с учётом ментальности людей эпохи «Новой реальности», но и по-новому увидеть психогенез ряда патологических симптомов. В настоящее время нами сделана попытка осмысления с этих позиций проблемы химических аддикций. В частности, предложена когнитивно-смысловая модель зависимого поведения, отражающая влияние сформированного в атмосфере постмодернизма «мифа одержимости крейвингом», заставляющего воспринимать симптом патологического влечения к аддиктивному агенту как состояние, способное полностью подчинить себе личность, а также ориентирующее химически зависимого субъекта на отказ от ответственности за свое аддиктивное поведение [12]. Данная модель позволила подойти к созданию когнитивно-смысловой антикрейвинговой терапии, которая используется в практике оказания помощи наркологическим больным [13; 14].

Список литературы:
1. Vermeulen T, van den Akker R. Notes on metamodernism // AESTHETICS & CULTURE, Vol. 2, 2010. – Режим доступа: // URL: http: www.aestheticsandculture.net/index.php/jac/article/ view/5677/6306 (дата обращения: 09.01.2017)
2. Vermeulen T, van den Akker R. Notes on 'Notes on Metamodernism' // Notes on Metamodernism, on June 3, 2015 – Режим доступа: // URL: http: www.metamodernism.com/2015/06/03/misunderstandings-and-clarifications/ (дата обращения: 09.01.2017)
3. Luke Turner. Metamodernism: A Brief Introduction (10.01.2015) / URL: http://www.berfrois.com/2015/01/everything-always-wanted-know-metamodernism/
4. Брюханов А. В. Смена парадигмы в психиатрии: от неокантианства к метамодернизму / А. В. Брюханов // Таврический медико-биологический вестник. - 2013. - Т. 16, № 1(3). - С. 57-61
5. Морозова Е. Перформанс как терапия // "Диалог искусств", №5, 2012. // URL: http://performansist.livejournal.com/240743.html.
6. Гребенюк А.А. Метамодернизм в психологии или уход от игры в жизнь к ее перформатизму. // WORLD SCIENS: PROBLEMS AND INNOVATION сборник статей VI Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч.1 – Пенза: МНЦС «Наука и Просвещение». – 2016. – с. 313-317
7. Eshelman, Raoul (2001): Performatism, or the End of Postmodernism. In: Anthropoetics Vol 6, No 2. // URL: http://www.anthropoetics.ucla.edu/ap0602 /perform.htm
8. Решетова М.В. Коллаж и перформанс как стратегии размывания границ между традиционными практиками искусства // Вестник Оренбургского государственного университета – №9 (145), 2012 – с. 65-69 // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kollazh-i-performans-kak-strategii-razmyvaniya-granits-mezhdu-traditsionnymi-praktikami-iskusstva
9. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни / В. М. Бехтерев. – СПб.: Питер, 2001. – С.2.
10. Marvin Carlson, Performance – a critical introduction, London: Routledge, 2003. – P. 216.
11. Блатнер А. Постмодернизм и задачи психотерапии. Московский психотерапевтический журнал, 2004, № 2
12. Гребенюк А.А. Основные положения и базовые понятия когнитивно-смысловой теории аддикций // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. № 4 (6) – Симферополь: НИЦ КИПУ, 2016
13. Гребенюк А.А., Носовцов А.Е. Когнитивно-смысловая теория аддикций и ее применение в психотерапии, основанной на культуре метамодерна. // WORLD SCIENS: PROBLEMS AND INNOVATION сборник статей VI Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч.1 – Пенза: МНЦС «Наука и Просвещение». 2016. с. 275-282.
14. Гребенюк А.А., Носовцов А.Е. Теоретико-психологические основы и методика проведения Когнитивно-Смысловой Антикрейвинговой Терапии // Проблемы современной науки и образования. 2016. №17 (59). С. 103-112. – doi:10.20861/2304-2338-2016-59-002
© А.А. Гребенюк, А.Е. Носовцов, 2017. ¹

___________________________
¹ Гребенюк А.А., Носовцов А.Е. Метамодернистская психотерапия: теоретические основания и решаемые задачи // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей III Международной научно-практической конференции / Под общ. Ред. Г.Ю. Гуляева – Пенза: «Наука и Просвещение». – 2017. – С. 207-212.

Комментариев нет:

Отправить комментарий