Метамодернистская психология

Metamodernist PsychologyМетамодернистская психология

Специфика психологической работы с творческими людьми – носителями черт личности метамодерна

УДК:159.9.019:615.851
СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ТВОРЧЕСКИМИ ЛЮДЬМИ - НОСИТЕЛЯМИ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ МЕТАМОДЕРНА
Гребенюк А.А.
кандидат психологических наук, врач психотерапевт, врач психиатр-нарколог,
ГБУЗ РК «Крымский научно-практический центр наркологии», дневной стационар
Носовцов А.Е.
медицинский психолог,
ГБУЗ РК «Крымский научно-практический центр наркологии», дневной стационар
Аннотация: в рамках развиваемой авторами метамодернистской психологии, описана специфика психологической работы с людьми-носителями черт личности метамодерна, страдающими непсихотическими психическими расстройствами.
Ключевые слова: психотерапия, метамодернизм, модернизм, постмодернизм, метакси-психология, метамодернистская психология, творчество, личность, перформанс, «двойное кадрирование».

PARTICULARITY OF PSYCHOLOGICAL WORK WITH CREATIVE PEOPLE - CARRIERS OF METAMODERN PERSONALITY TRAITS
Grebenyuk A.A.
Nosovtsov A.E.
Abstract: within the framework of the metamodernist psychology developed by the authors, the specifics of psychological work with people-carriers of personality traits of metamodern, suffering nonpsychotic psychiatric disorders is described.
Key words: psychotherapy, metamodernism, modernism, postmodernism, metaxy-psychology, metamodernistic psychology, creativity, personality, performance, “double framing”.

В современном обществе цифровой культуры и программного обеспечения появились широкие возможности для создания и рекламы оригинальной продукции, свежих идей или добавочных услуг. В результате класс творческих людей стал интенсивно расти, а предлагаемый ими ассортимент товаров и услуг быстро показал своё конкурентное преимущество в сравнении с теми, что предлагает промышленное производство [1; 2]. В настоящее время представители креативного класса стали основными агентами в таких ключевых секторах деиндустриализированной, цифровой экономики, как ИТ, искусство, дизайн, СМИ, естественные и социальные науки, организационное развитие и многих других. Стало очевидным, что дальнейшее процветание общества в глобальной, оцифрованной экономике возможно только при их участии [2].
Уход в прошлое реальности, не знавшей компьютера, интернета, мобильной связи и информационных технологий, сопровождалось переходом общества на новый, метамодернистский, этап своего культурного развития, который задаёт изменение модуса работы с миром и культурой через выбор между искренностью и иронией в пользу их соединения [3; 4].
Все эти изменения потребовали от людей быстрой адаптации к новым условиям жизни. При этом в новой социально-экономической структуре всё больше стало появляться людей, работающих за пределами классических иерархических и меритократических организацийв небольших временных группах, формирующихся ради выполнения краткосрочных проектов. В этих условиях востребованным стал метамодернистский тип личности, проявляющий способность к пост-иронии (восприятию реальности одновременно всерьёз и отстранённо-иронично [5]), а также иные качества, формируемые культурой метамодерна [6; 7].
Занимаясь, в рамках развиваемой нами метамодернистской психологии, изучением психических особенностей современного человека, для развития на этой основе диагностической, консультативной и психотерапевтической помощи [8; 9; 10], мы решили проанализировать специфику психологической работы с людьми-носителями черт личности метамодерна. С теми, кто, реализуя свой креативный потенциал, трудятся в условиях «работы без воротничков»; стремятся найти себя в инновационных ИТ-компаниях, партнёрствах между государственным и частным секторами и в различных формах социальных программ предпринимательства и исследований.
Согласно H. Freinacht, такие люди испытывают на себе постоянное психическое давление со стороны следующих факторов [11]:                                                   
·          «Неопределённость ожиданий», связанная с крайней непредсказуемостью результатов творческой деятельности, которые могут колебаться от всеобщего признания до полного неприятия.
·          Крайне недоверчивое отношение окружающих к новому проекту (отношение, как к «бреду сивой кобылы»), в силу его изначальной «непонятности» и «нестандартности», что требует от автора проекта постоянной борьбы с внутренними сомнениями и внешними комментариями, доказывающими его «бессмысленность». При этом сам создатель проекта также никогда не знает, насколько тот является реалистичным и жизнеспособным.
·          Хронический конфликт между ожиданиями и реальностью, возникающий в процессе привлечения к проекту новых участников: частая расточительная деятельность в виде встреч, Skype‑конференций, круглых столов, вечеринок – довольно долго не приводит к желаемому результату, а встреча на своём пути людей, которые проявляют заинтересованность в проекте и единомыслие, совершенно не гарантирует построения длительных продуктивных отношений, которые будут взаимно усиливаться и укрепляться с течением времени.
·          Давление со стороны представителей традиционных слоёв общества, отличающихся низким объёмом культурного капитала, инертным мышлением и нарушенной интеграцией в современное оцифрованное общество, которые видят в представителях креативного класса «угрозу существующему порядку».
Согласно нашим наблюдениям, перечисленные стресс-факторы играют значительную роль в возникновении у креативных людей различного рода дисфункций и пограничных психических расстройств, среди которых мы чаще всего наблюдаем депрессии, тревожные расстройства и различного рода аддикции. При этом, обращаясь за помощью к психологу или психотерапевту, данная категория клиентов проявляет следующие метамодернистские паттерны поведения:
1.                     колебательный переход от обсуждения имеющейся проблемы в форме игры к её серьёзному обсуждению («колебания»)»;
2.                     восприятие психологической консультации одновременно всерьёз и отстранённо-иронично («пост-ирония»);
3.                     восприятие проявляемых в ходе психологического консультирования чувств и эмоций всерьёз, без иронии, недоверия или стёба («новый романтизм»);
4.                     рефлексивная проверка процесса консультирования и его итогов на соответствие «внутренней психологической правде» («новая искренность»);
5.                     ориентировка на безоценочное, целостное выразительно-наглядное исследование проблемы и путей выхода их неё.
Такого рода поведение позволяет клиенту в короткое время интуитивно определить в психологе (психотерапевте) носителя чуждого ему модернистского или постмодернистского самосознания. Либо, наоборот, найти психолога с метамодернистским мировосприятием. В результате, любая попытка навязать такому клиенту вариант помощи в виде модернистской «переделки» его личности, либо деятельности по изменению его представлений о мире и себе самом при помощи постмодернистских «языковых игр», будет обречена на провал.
В отличие от данных подходов, метамодернистская психология предлагает клиентам форму, основанную на культурной компенсаторной реакции перформатизма [8; 9; 10], выступившей противоядием постмодернистским приёмам деконструкции, пролиферации и рассеивания [12; 13]. Для этого психолог, используя перформанс, основанный на приёме «двойного кадрирования» (по Р. Эшельман [12; 13]), придаёт изучаемым жизненным сценам клиента безоценочную простоту, целостность и выразительную наглядность. Этот перформанс возвращает психологу серьёзное отношение к клиенту и его проблеме, а клиенту – помогает стать честным по отношению к самому себе, без опасений открыть, что он на самом деле любит или ненавидит, и тем самым побуждает его к настоящему, искреннему осмыслению любой проблемы и путей выхода из неё.
В отличие от модернистской психологии, которая помогает человеку обуздать свой вольный дух, и постмодернистской – помогающей утратить надобность в его проявлении, метамодернистская психология побуждает человека перейти к осмысленному проявлению своего вольного духа. Личность рассматривается в ней как совокупность поступков, совершаемых человеком. Тем самым, в отличие от модернистской и постмодернистской психологий, в которых именно «правильные» убеждения устанавливают нужные взаимоотношения между людьми, в метамодернистской психологии – эти взаимоотношения устанавливают поступки. Совершая поступок, человек актуализирует всего себя, как культурное существо, во всей своей выразительной наглядности, при этом утверждает себя как личность в своём отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Таким образом, поступок выступает как сознательное действие – акт нравственного самоопределения.
Убеждения в метамодернистской психологии имеют значения, только если они приводят к поступкам. Поступок без убеждения неосмыслен, а убеждения, не приводящие к поступкам, являются пустыми «благими устремлениями», лишёнными живого смысла. Поэтому она учит объяснять и оправдывать прежние поступки только посредством совершения новых поступков.
Так как поступок невозможен без творческого акта выбора целей и средств поведения и всегда выступает, как личностно-осмысленное, лично сконструированное и лично реализованное поведение, в метамодернистской психологии центром «Я» признаётся потребность в творчестве. Реализуясь, эта потребность формирует у человека метамодернистскую структуру перцепции, которая позволяет беспрерывно исследовать и узнавать новое – посредством постоянных колебаний интереса, через освобождение от инертности разумного и абсурдного. Помогает формировать отношение к миру с множества позиций одновременно и способность к одновременному восприятию противоположных идей, чем задаёт условия для нравственного самоопределения и совершения поступка.
Исходя из приведенного выше понимания личности и её «ядра», психологическая работа с творческими людьми - носителями черт личности метамодерна ориентирована на укрепление их стремления оставаться искренними с собой, как в выражении своих чувств (отказ от навязанных ролевых игр, «масок», придуманных правил), так и в творчестве. Поощряет их говорить о том, что им действительно интересно, без боязни кого-то задеть или обидеть. Освобождает от опасений кем-то кому-то показаться – особенно слабым или смешным. Учит чётко определяться в отношении необходимости своих изменений, призывая либо действительно меняться без боязни стать непопулярным, либо не меняться, без попыток вымучивать из себя «чего-нибудь новенькое». Поддерживает в отказе от создания «нового» в угоду форме, от производства бессмысленных «интересностей». Формирует навык осознанного решения психологических проблем и восстановления психического здоровья посредством установления взаимоотношений между людьми через поступок.

Литература:
1.                     Bourdieu, Pierre. Ökonomisches Kapital, kulturelles Kapital, soziales Kaputal, in: Kreckel, Reinhard (ed.) Soziale Ungleichheiten (Soziale Welt, Sonderheft 2). Güttingen: Otto Schwartz & Co., 1983. P. 183-198.
2.                     Флорида, Ричард. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М., Издательский дом «Классика-XXI», 2007 г., с.12, 23 и 355.
3.                     Vermeulen T, van den Akker R. Notes on metamodernism // AESTHETICS & CULTURE, Vol. 2, 2010. – Режим доступа: URL: http://www.aestheticsandculture.net/index.php/jac/article/view/5677/6306
4.                     Vermeulen T, van den Akker R. Notes on 'Notes on Metamodernism' // Notes on Metamodernism, on June 3, 2015 – Режим доступа: URL: http://www.metamodernism.com/2015/06/03/misunderstandings-and-clarifications/
5.                     Сюндюков, Никита. Интервью с Робином ван ден Аккером – Режим доступа: URL: http://metamodernizm.ru/robin-van-den-akker
6.                     Freinacht, H., 5 things that make you metamodern, 16 February, 2015 – Режим доступа: URL: http://metamoderna.org/5-things-that-make-you-metamodern?lang=en
7.                     Abramson S., Ten Basic Principles of Metamodernism, Updated Jun 25, 2015 – Режим доступа: URL: http://www.huffingtonpost.com/seth-abramson/ten-key-principles-in-met_b_7143202.html
8.                     Гребенюк А. А. Метамодернизм в психологии или уход от игры в жизнь к её перформатизму // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч.1 – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2016. – С. 313-316
9.                     Гребенюк А. А. Теоретико-методологические основы метамодернистской психологии // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей III Международной научно-практической конференции / Под общ. Ред. Г.Ю. Гуляева – Пенза: «Наука и Просвещение». – 2017. – С. 189-195
10.                 Гребенюк А. А., Носовцов А. Е. Метамодернистская психотерапия: теоретические основания и решаемые задачи // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей III Международной научно-практической конференции / Под общ. Ред. Г.Ю. Гуляева – Пенза: «Наука и Просвещение». – 2017. – С. 207-212.
11.                 Hanzi Freinacht The Reign of Hackers, Hipsters & Hippies / 8 April, 2017 – Режим доступа: URL: http://metamoderna.org/the-reign-of-hackers-hipsters-hippies?lang=en
12.                 Eshelman R. Performatism, or the End of Postmodernism. // Anthropoetics Vol 6, No 2, 2001. – Режим доступа: URL: http://www.anthropoetics.ucla.edu/ap0602 /perform.htm (дата обращения: 02.04.2017)
13.                 Eshelman R. Performatism in Art. //Anthropoetics Vol 13, No 3, 2017. – Режим доступа: URL: http://anthropoetics.ucla.edu/ap1303/1303eshelman

Комментариев нет:

Отправить комментарий