УДК:159.9.019:615.851
СПЕЦИФИКА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ТВОРЧЕСКИМИ ЛЮДЬМИ - НОСИТЕЛЯМИ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ
МЕТАМОДЕРНА
Гребенюк А.А.
кандидат психологических наук, врач психотерапевт, врач психиатр-нарколог,
ГБУЗ РК «Крымский научно-практический центр наркологии», дневной стационар
кандидат психологических наук, врач психотерапевт, врач психиатр-нарколог,
ГБУЗ РК «Крымский научно-практический центр наркологии», дневной стационар
Носовцов А.Е.
медицинский психолог,
ГБУЗ РК «Крымский научно-практический центр наркологии», дневной стационар
медицинский психолог,
ГБУЗ РК «Крымский научно-практический центр наркологии», дневной стационар
Аннотация: в рамках развиваемой авторами
метамодернистской психологии, описана специфика
психологической работы с людьми-носителями черт личности метамодерна,
страдающими непсихотическими психическими расстройствами.
Ключевые слова: психотерапия, метамодернизм, модернизм,
постмодернизм, метакси-психология, метамодернистская психология, творчество,
личность, перформанс, «двойное кадрирование».
PARTICULARITY OF PSYCHOLOGICAL WORK WITH CREATIVE
PEOPLE - CARRIERS OF METAMODERN PERSONALITY TRAITS
Grebenyuk
A.A.
Nosovtsov A.E.
Nosovtsov A.E.
Abstract: within the framework of the
metamodernist psychology developed by the authors, the specifics of
psychological work with people-carriers of personality traits of metamodern,
suffering nonpsychotic psychiatric disorders is described.
Key words: psychotherapy,
metamodernism, modernism, postmodernism, metaxy-psychology, metamodernistic
psychology, creativity, personality, performance, “double framing”.
В современном обществе
цифровой культуры и программного обеспечения появились широкие возможности для
создания и рекламы оригинальной продукции, свежих идей или добавочных услуг. В
результате класс творческих людей стал интенсивно расти, а предлагаемый ими
ассортимент товаров и услуг быстро показал своё конкурентное преимущество в
сравнении с теми, что предлагает промышленное производство [1; 2]. В настоящее время представители
креативного класса стали основными агентами в таких ключевых секторах
деиндустриализированной, цифровой экономики, как ИТ, искусство, дизайн, СМИ,
естественные и социальные науки, организационное развитие и многих других.
Стало очевидным, что дальнейшее процветание общества в глобальной, оцифрованной
экономике возможно только при их участии [2].
Уход в прошлое
реальности, не знавшей компьютера, интернета, мобильной связи и информационных
технологий, сопровождалось переходом общества на новый, метамодернистский, этап
своего культурного развития, который задаёт изменение модуса работы с миром и
культурой через выбор между искренностью и иронией в пользу их соединения [3; 4].
Все эти изменения
потребовали от людей быстрой адаптации к новым условиям жизни. При этом в новой социально-экономической
структуре всё больше стало появляться людей, работающих за пределами классических иерархических и меритократических
организаций – в небольших временных группах,
формирующихся ради выполнения краткосрочных проектов. В этих условиях
востребованным стал метамодернистский тип личности, проявляющий способность к
пост-иронии (восприятию реальности
одновременно всерьёз и отстранённо-иронично [5]), а также иные качества,
формируемые культурой метамодерна [6; 7].
Занимаясь, в
рамках развиваемой нами метамодернистской психологии, изучением психических
особенностей современного человека, для развития на этой основе
диагностической, консультативной и психотерапевтической помощи [8; 9; 10], мы решили проанализировать специфику психологической работы
с людьми-носителями черт личности метамодерна. С теми, кто, реализуя свой
креативный потенциал, трудятся в условиях «работы без воротничков»; стремятся найти себя в инновационных
ИТ-компаниях, партнёрствах между государственным и частным секторами и в
различных формах социальных программ предпринимательства и исследований.
Согласно H. Freinacht, такие люди испытывают на себе постоянное психическое давление со
стороны следующих факторов [11]:
·
«Неопределённость ожиданий», связанная с крайней
непредсказуемостью результатов творческой деятельности, которые могут колебаться
от всеобщего признания до полного неприятия.
·
Крайне недоверчивое отношение окружающих к новому проекту
(отношение, как к «бреду сивой кобылы»), в силу его изначальной «непонятности»
и «нестандартности», что требует от автора проекта постоянной борьбы с
внутренними сомнениями и внешними комментариями, доказывающими его
«бессмысленность». При этом сам создатель проекта также никогда не знает,
насколько тот является реалистичным и жизнеспособным.
·
Хронический конфликт между ожиданиями и реальностью, возникающий в
процессе привлечения к проекту новых участников: частая расточительная
деятельность в виде встреч, Skype‑конференций, круглых
столов, вечеринок – довольно долго не приводит к желаемому результату, а
встреча на своём пути людей, которые проявляют заинтересованность в проекте и
единомыслие, совершенно не гарантирует построения длительных продуктивных
отношений, которые будут взаимно усиливаться и укрепляться с течением времени.
·
Давление со стороны представителей
традиционных слоёв общества, отличающихся низким объёмом культурного капитала,
инертным мышлением и нарушенной интеграцией в современное оцифрованное
общество, которые видят в представителях креативного класса «угрозу
существующему порядку».
Согласно нашим наблюдениям, перечисленные
стресс-факторы играют значительную роль в возникновении у креативных людей
различного рода дисфункций и пограничных психических расстройств, среди которых мы
чаще всего наблюдаем депрессии, тревожные расстройства и различного рода
аддикции. При этом, обращаясь за помощью к психологу или психотерапевту,
данная категория клиентов проявляет следующие метамодернистские паттерны
поведения:
1.
колебательный
переход от обсуждения имеющейся проблемы в форме игры к её серьёзному
обсуждению («колебания»)»;
2.
восприятие
психологической консультации одновременно всерьёз и отстранённо-иронично («пост-ирония»);
3.
восприятие
проявляемых в ходе психологического консультирования чувств и эмоций всерьёз,
без иронии, недоверия или стёба («новый романтизм»);
4.
рефлексивная
проверка процесса консультирования и его итогов на соответствие «внутренней
психологической правде» («новая искренность»);
5.
ориентировка
на безоценочное, целостное выразительно-наглядное исследование проблемы и путей
выхода их неё.
Такого рода поведение позволяет клиенту в короткое
время интуитивно определить в психологе (психотерапевте) носителя чуждого ему
модернистского или постмодернистского самосознания. Либо, наоборот, найти
психолога с метамодернистским мировосприятием. В результате, любая попытка навязать
такому клиенту вариант помощи в виде модернистской «переделки» его личности,
либо деятельности по изменению его представлений о мире и себе самом при помощи
постмодернистских «языковых игр», будет обречена на провал.
В отличие от данных
подходов, метамодернистская психология предлагает клиентам форму, основанную на
культурной компенсаторной реакции перформатизма [8; 9; 10],
выступившей противоядием постмодернистским приёмам деконструкции, пролиферации и
рассеивания [12; 13]. Для этого психолог, используя перформанс,
основанный на приёме «двойного кадрирования» (по Р. Эшельман [12; 13]), придаёт изучаемым жизненным сценам
клиента безоценочную простоту, целостность и выразительную наглядность. Этот
перформанс возвращает психологу серьёзное отношение к клиенту и его проблеме, а
клиенту – помогает стать честным по отношению к самому себе, без опасений
открыть, что он на самом деле любит или ненавидит, и тем самым побуждает его к
настоящему, искреннему осмыслению любой проблемы и путей выхода из неё.
В отличие от модернистской психологии, которая
помогает человеку обуздать свой вольный дух, и постмодернистской – помогающей
утратить надобность в его проявлении, метамодернистская психология побуждает
человека перейти к осмысленному проявлению своего вольного духа. Личность
рассматривается в ней как
совокупность поступков, совершаемых человеком. Тем самым, в отличие от
модернистской и постмодернистской психологий, в которых именно «правильные»
убеждения устанавливают нужные взаимоотношения между людьми, в метамодернистской
психологии – эти взаимоотношения устанавливают поступки. Совершая поступок, человек актуализирует
всего себя, как культурное существо, во всей своей выразительной
наглядности, при этом утверждает себя как личность в своём
отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в
целом. Таким образом, поступок выступает как сознательное действие – акт
нравственного самоопределения.
Убеждения в
метамодернистской психологии имеют значения, только если они приводят к
поступкам. Поступок без убеждения неосмыслен, а убеждения, не приводящие к поступкам, являются пустыми «благими устремлениями», лишёнными живого смысла. Поэтому
она учит объяснять и оправдывать
прежние поступки только посредством совершения новых поступков.
Так как поступок невозможен без творческого акта выбора целей и средств
поведения и всегда выступает, как личностно-осмысленное, лично
сконструированное и лично реализованное поведение, в метамодернистской
психологии центром «Я» признаётся потребность в творчестве. Реализуясь, эта потребность формирует у человека
метамодернистскую структуру перцепции, которая позволяет беспрерывно
исследовать и узнавать новое – посредством постоянных колебаний интереса, через
освобождение от инертности разумного и
абсурдного. Помогает формировать отношение к миру с множества позиций
одновременно и способность к одновременному восприятию противоположных идей, чем
задаёт условия для нравственного самоопределения и совершения поступка.
Исходя из приведенного выше понимания личности и её «ядра», психологическая работа с творческими людьми -
носителями черт личности метамодерна ориентирована на укрепление их
стремления оставаться искренними
с собой, как в выражении своих чувств (отказ от навязанных ролевых игр,
«масок», придуманных правил), так и в творчестве. Поощряет их говорить о том,
что им действительно интересно, без боязни кого-то задеть или обидеть. Освобождает
от опасений кем-то кому-то показаться – особенно слабым или смешным. Учит чётко
определяться в отношении необходимости своих изменений, призывая либо
действительно меняться без боязни стать непопулярным, либо не меняться, без
попыток вымучивать из себя «чего-нибудь новенькое». Поддерживает в отказе от
создания «нового» в угоду форме, от производства бессмысленных «интересностей».
Формирует навык осознанного решения психологических проблем и восстановления
психического здоровья посредством установления взаимоотношений между людьми
через поступок.
Литература:
1.
Bourdieu, Pierre.
Ökonomisches Kapital, kulturelles Kapital, soziales Kaputal, in: Kreckel,
Reinhard (ed.) Soziale Ungleichheiten (Soziale Welt, Sonderheft 2). Güttingen:
Otto Schwartz & Co., 1983. P. 183-198.
2.
Флорида, Ричард. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М., Издательский дом «Классика-XXI», 2007 г., с.12, 23 и 355.
3.
Vermeulen T, van den
Akker R. Notes on metamodernism // AESTHETICS & CULTURE, Vol. 2, 2010. – Режим доступа: URL: http://www.aestheticsandculture.net/index.php/jac/article/view/5677/6306
4.
Vermeulen T, van den
Akker R. Notes on 'Notes on Metamodernism' // Notes on Metamodernism, on June
3, 2015 – Режим доступа: URL: http://www.metamodernism.com/2015/06/03/misunderstandings-and-clarifications/
5.
Сюндюков, Никита. Интервью с Робином ван ден Аккером – Режим
доступа: URL: http://metamodernizm.ru/robin-van-den-akker
6.
Freinacht, H., 5
things that make you metamodern, 16 February, 2015 – Режим доступа: URL:
http://metamoderna.org/5-things-that-make-you-metamodern?lang=en
7.
Abramson S., Ten
Basic Principles of Metamodernism, Updated Jun 25, 2015 – Режим доступа: URL:
http://www.huffingtonpost.com/seth-abramson/ten-key-principles-in-met_b_7143202.html
8.
Гребенюк А. А. Метамодернизм в
психологии или уход от игры в жизнь к её перформатизму // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS: сборник статей VI
Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч.1 – Пенза: МЦНС «Наука
и Просвещение». – 2016. – С. 313-316
9.
Гребенюк А. А.
Теоретико-методологические основы метамодернистской психологии //
Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы,
достижения и инновации: сборник статей III Международной научно-практической конференции / Под общ. Ред. Г.Ю.
Гуляева – Пенза: «Наука и Просвещение». – 2017. – С. 189-195
10.
Гребенюк А. А., Носовцов А. Е. Метамодернистская психотерапия: теоретические основания
и решаемые задачи // Фундаментальные и прикладные научные исследования:
актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей III Международной научно-практической конференции / Под
общ. Ред. Г.Ю. Гуляева – Пенза: «Наука и Просвещение». – 2017. – С. 207-212.
11.
Hanzi Freinacht The
Reign of Hackers, Hipsters & Hippies / 8 April, 2017 – Режим доступа: URL: http://metamoderna.org/the-reign-of-hackers-hipsters-hippies?lang=en
12.
Eshelman R.
Performatism, or the End of Postmodernism. // Anthropoetics Vol 6, No 2, 2001.
– Режим доступа: URL: http://www.anthropoetics.ucla.edu/ap0602
/perform.htm (дата обращения: 02.04.2017)
13.
Eshelman R. Performatism in Art. //Anthropoetics Vol 13, No 3, 2017. – Режим доступа: URL: http://anthropoetics.ucla.edu/ap1303/1303eshelman/
Комментариев нет:
Отправить комментарий