Метамодернистская психология

Metamodernist PsychologyМетамодернистская психология

Специфика нарушений психической адаптации в современном обществе и способы их психокоррекции


УДК 159.9

СПЕЦИФИКА НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И СПОСОБЫ ИХ ПСИХОКОРРЕКЦИИ
Гребенюк Анатолий Анатольевич
кандидат психологических наук,
ГБУЗ РК «Крымский научно-практический центр наркологии»
г. Симферополь, Россия

Как известно, современное общество характеризуется единым пространством культуры, поддерживаемым развитием коммуникационных цифровых сетей и множеством сетевых структур. Проявление этим обществом специфического умонастроения, как реакции на угрозы глобальных мировых кризисов (экологических, геополитических, экономических), позволило говорить о его переходе к началу ХХ1 века в новую метамодернистскую культурную эпоху своего развития [Vermeulen T, van den Akker R., 2010, 2014, 2015].
В свою очередь, активная цифровизация всех сфер жизнедеятельности, необходимость серьезного пересмотра способов решения многолетних, структурных проблем и осознание новых вызовов глобализирующегося мира, стали для многих людей достаточно сильным испытанием, повлекшим за собой нарушения их психической адаптации, вплоть до развития пограничных психических расстройств [Гребенюк А.А., 2017, Златковский В.В.., 2017; Златковский В.В., Мандыбура В.А., 2017., Freinacht H., 2015, 2017]. Реагируя на эти проблемы, нами было предложено начать развивать психологию и психотерапию на культурной и философской основе метамодернизма - «метамодернистскую психологию» [Гребенюк А.А., 2017] и «метамодернистскую психотерапию» [Гребенюк А.А., Носовцов А.Е., 2017].
Согласно выводам культурологов, умонастроение метамодернистской культурной эпохи ориентирует на поиск источника любой проблемы в несовершенстве породившей ее структуры и устранение его путем реконструкции конфликтующих «норм» (логических, морально-нравственных или эстетических). То есть путем освобождения от крайностей разумного и абсурдного, даже если «нормы» сложились «исторически» или закреплены традицией [Vermeulen T, van den Akker R., 2010, 2014, 2017; Freinacht H., 2015, 2017; Abramson S., 2015, 2018].
Исходя из этого, мы также стали рассматривать нарушения адаптации в новых культурных условиях, как структурные проблемы, требующие реконструкции конфликтогенных индивидуальных «норм».
На данный момент мы предлагаем выделять три типа таких нарушений:
  1. добровольное выстраивание жизни в максимальном отрыве от прямого общения с людьми, в связи с навязчивым стремлением следовать собственным идеалистическим представлениям о «норме» своего личностного развития и свободы («социальная аутизация»).
  2. утрату желаний и побудительных мотивов для активного воздействия на собственную жизнь в связи с отказом от реконструкции имеющихся личных «норм», проявляющаяся в социальной и психологической пассивности с полной или частичной утратой интереса к социальной действительности, равнодушием к происходящим в ней процессам и явлениям («Социальная апатия»);
  3. формирование различного рода «пре-аддикций», которые на самом деле представляют своего рода «ритуалы» изменения состояния своего сознания, позволяющие человеку чувствовать, что его собственная жизнь находится под его контролем и соответствует его устоявшимся представлениям о «норме».

В свою очередь, каждый из этих типов нарушения может проявляться в разнообразных формах преневротических состояний, дезадаптивного поведения (девиантного и деликвентного) и различных пограничных психических расстройствах.
Исходя из представленной модели нарушений адаптации в современном обществе, мы предлагаем способы их психокоррекции и психотерапии в соответствии с методологией, развиваемой нами метамодернисткой психологии. В частности, посредством использования терапевтического диалога, ориентирующего людей на сознательное объединение усилий и перспектив, даже если их интересы минимально совпадают друг с другом. Для этого работа с проблемой строится без обсуждения «нормы», к которой она должна быть приведена, но сосредотачивается на определении ее масштаба и действительной потребности в ее решении. При этом обращение к проблеме осуществляется исходя из метамодернисткого принципа «как / и» или «обе и / или» [Freinacht H., 2015]. Например, работая с психологическим кризисом семейных отношений, обусловленных зависимостью от наркотика одного из членов семьи, предлагается всем участникам семейной психотерапии, рассмотреть поведение аддикта одновременно как больного и здорового человека, побуждая тем самым каждого из них определить действительное значение проблемной ситуации для него лично и свою истинную потребность в её изменении.
Терапевтические встречи всегда реализуются по типу одноразовых тематических проектов, продвигающих ценности всех участников диалога, что обязательно влечет на собой реконструкцию ими определенных индивидуальных «норм». При этом к самому процессу реконструкции мы относимся как к стихийному явлению. То есть, вместо того, чтобы изучать представления о «норме», имеющиеся у участников общения и пытаться их корректировать, мы обращаем внимание на процесс нормо-становления в организованном диалоге, освобождённом от любых крайностей. Для чего данный диалог строится с использованием ряда специальных коммуникативных приёмов:
  • затрудняющих установление доли иронии и серьезности при обсуждении проблем;
  • порождающих удовольствие через интеллектуальное усилие;
  • позволяющих проявить искренность через двоемыслие;
  • допускающих прямолинейное препарирования табуированных тем;
  • обыгрывающих значения поведения и среды, в которой оно может существовать, а также других видов поведения во взаимодействии с ним.

Данные приёмы отражают в себе особенности умонастроения современной культурной эпохи («Новый романтизм», «Новую искренность», «Новую иронию»), требующей умения эффективно решать любые кризисные ситуации, не допуская возможности их постмодернистской деконструкции и, как следствие, «заигрывания» проблемы, вместо её решения.
© А.А. Гребенюк, 2018. ¹

___________________________
¹ Гребенюк А.А. Специфика нарушений психической адаптации в современном обществе и способы их психокоррекции // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы международной научно-практической конференции, 19-20 апреля 2018 года / под общ. ред. Ю.П. Платонова. – СПб.: СПбГИПСР, 2018. – с. 21-23.

Комментариев нет:

Отправить комментарий