ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ МЕТАМОДЕРНИСТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Гребенюк Анатолий Анатольевич
кандидат психологических наук, врач психотерапевт, врач психиатр-нарколог,
ГБУЗ РК «Крымский научно-практический центр наркологии», дневной стационар
кандидат психологических наук, врач психотерапевт, врач психиатр-нарколог,
ГБУЗ РК «Крымский научно-практический центр наркологии», дневной стационар
Аннотация:
в статье представлены теоретико-методологические положения психологии,
основанной на принципах культуры метамодернизма (метакси-психологии). Описаны
возможности её практического применения для повышения адаптации в условиях
новой реальности.
Ключевые слова: метамодернизм, модернизм,
постмодернизм, перформанс, новая реальность, психология.
THE THEORETICAL AND METHODOLOGICAL
FOUNDATIONS OF METAMODERNIST PSYCHOLOGY
Grebenyuk
A.A.
Summary. This article presents the theoretical and
methodological principles of psychology based on the principles of
metamodernism culture (metaxy-psychology). Describes the possibilities of its
practical application to improve adaptation in the new reality.
Keywords: metamodernism,
modernism, postmodernism, performance, new reality, psychology.
Множественные
кризисы конца второго тысячелетия (изменения климата, финансовые спады,
обострения глобальных конфликтов и др.) привели к тому, что в начале ХХI века у
всё возрастающего количества людей стало изменяться представление о мире,
который теперь стал ими видеться неупорядоченным, ненадёжным, непредсказуемым,
недетерминированным. Становление эпохи, пришедшей на смену миру, не знавшему
компьютера, интернета, мобильной связи и информационных технологий,
сопровождалось осознанием истощения мировоззренческого
и ценностного потенциала модерна и постмодерна, и недостаточностью их категорий
для осмысления реальности. Новая мировоззренческая
позиция, качаясь как маятник от
модернистской установки к постмодернистской и обратно, стала задавать изменения
модуса работы с миром и культурой, побуждая делать выбор между искренностью и
иронией в пользу их соединения [1, 2].
В
этой атмосфере психологические направления, основанные на подходах в духе
постструктуралистской и постмодернистской мысли, как, например, социальный
конструктивизм (Кеннет
Дж. Джерджен), критический дискурс-анализ (М. Уэзерелл,
Д. Эдвардс), дискурс-анализ (Дж. Поттер), трансгрессивная психология
(Дж. Козелецкий), трансактный анализ (Э. Берна), нейролингвистическое
программирование (Дж. Гриндер, Р. Бендлер, Ф. Пьюселик) – постепенно
переставали соответствовать духу эпохи. Главный тезис постмодернизма «Вся наша
жизнь игра!» [3] начал утрачивать свою актуальность, а потому психология,
построенная в духе постмодернизма, стала все наглядней выступать как некое
образование, среднее между наукой и паранаукой
[4]. В свою очередь, психологические направления, основанные на идее
модернистского универсального знания и методологического монизма по образцу
точных наук (психоанализ (З.Фрейд), бихевиоризм (Дж. Уотсон, Дж.Вольпе, Э. Торндайк) и др.) – также не могут претендовать на соответствие
требованиям новой реальности. Поэтому психологии стала требоваться опора на
метамодернистское представление о мире.
В данной статье предпринята попытка обозначить
теоретико-методологические основания такой психологии.
Отталкиваясь
от термина «метакси» (греч. μεταξύ («metaxy») – «движение между и вне противоположных полюсов»),
лёгшего в основу понятия метамодернизм [5, 6], мы предложили её назвать метакси-психологией [7]. На смену постмодернистскому тезису
«вся наша жизнь – игра», она выдвигает тезис «вся наша жизнь – перформанс», то
есть переходит, согласно Р. Эшельману к целостному отображению
действительности в сочетании с отходом от дуализма в оценках, а иногда и вообще
их отсутствием [8]. Абстрагируясь от концептов «хорошего» и «плохого» – отказывается
от их применения в отношении элементов действительности, чем лишает
постмодернизм возможности жонглировать этими концептами в отношении
субъективной реальности и превращать психологическую науку в некую языковую
игру.
По своей сути,
не являясь направлением психологии, новой концепцией, теорией или методом, в
содержательном плане метакси-психология представляет выборы, отражающие
несогласие, как с сутью, так и с противоречиями наивных идеологий модернизма,
и различного рода «квази» и «псевдо», привнесённых в психологию
постмодернизмом. В свою очередь, появление этих выборов является результатом
следования десяти принципам метамодернизма [9], задающим структуру
психологического восприятия, в корне отличающегося и от модернистского и от
постмодернистского. Тем самым, метакси-психология стремится помочь человеку
обрести следующие способности:
1.
Стремиться к истине, и при этом руководствоваться
верой. Соответствие знаний действительности, и признание чего-либо истинным
единственно в силу внутреннего субъективного непреложного убеждения,
естественным образом уживаются в человеке. Поэтому поиск истины и
вера – не противостоят друг другу. Такая позиция отличает метакси-психологию от модернистской
психологии, считающей,
что ценность отличается от
желаемого устойчивостью и автономией от настроений (как желаемое
поистине), а также от постмодернистской психологии,
заявляющей, что смысл и истина – субъективные ценности, которые находятся в процессе
постоянного изменения.
2.
Отдавать приоритет «диалогическому» мышлению над «диалектическим» с целью создания
мотивационных альянсов вне плоскости столкновений мотиваций.
Метамодернистское «диалогическое» мышление обращено к
мнениям, которые могут привести к эффективным решениям. В отличие от
«диалектического» мышления постмодернистов, оно отказывается видеть в
психической реальности противоборствующие силы, а в отличие от модернистского
«антидиалектического» мышления, не желает принимать односторонность в познании, диктующее её рассмотрение
через неизменные и независимые друг от друга феномены. Метамодернистское
мышление направлено на
определение действительного объёма проблемы – с целью определения свободных
пространств для принятия решений по другим вопросам.
3.
Принимать парадоксальность – признавать очевидность того, что некоторые чувства и идеи являются «очевидно» правильными
для него, и при этом понимать, что они не являются таковыми для других людей.
Метакси-психология принимает идеи и чувства каждого
человека, как «родные» для него, и «чужие» – для других. В отличие от неё, модернистская
психология диктует, какое психическое состояние и какая идея являются
«правильными», а какие «неправильными». Тогда как постмодернистская психология
стремится непрерывно подвергать эти характеристики сомнению, помещая их в разные
контексты.
4.
Налагать друг на друга два противопоставляемых
феномена, с целью их согласования. Это
позволяет человеку начать проявлять «новую искренность» в отношениях, когда он позволяет
себе испытывать и предъявлять искренние чувства, и при этом осознаёт, что они могут
быть нелепы с точки зрения окружающих.
5.
Переживать одновременную
выраженную отдалённость, и при этом близость и скорую доступность других людей («распад расстояний»).
В эпоху цифровых технологий человек ежедневно погружается в
интернет, где он окружён огромным количеством в основном незнакомых ему и далёких
людей, с каждым из которых он может фактически мгновенно установить контакт. Тем самым он с одной
стороны чувствует своё одиночество и затерянность в мире людей, а с другой – их
постоянное присутствие в своей жизни. Кроме того, жизнедеятельность в
виртуальном пространстве порождает чувство одновременной анонимности и ложной интимности,
которое путает самоидентичность и затрудняет различение человеком своего собственного
отношения к чему-либо от отношения других людей. В этой связи
метакси-психология рассматривает личность, как находящуюся в центре водоворота
между идентичностью и верой, и лишь иногда чувствующую, что она способна
контролировать происходящее и управлять им. Этим метамодернистская психология
отличается как от модернистской («растворяющей» личность в «общественном»), так
и от постмодернистской (требующей постоянных изменений личности в процессе её
противостояния другим людям или их группам) психологий.
6.
Множественную субъективность – способность обнаружения человеком того, что он
может объединять свои идеи и действия с людьми, о которых
ничего не знает – за исключением того, что они согласны с ним в отношении обсуждаемой
темы.
Данное качество формируется по
мере накопления опыта жизнедеятельности в анонимных и ложно интимных просторах
интернета. Переживание такого рода субъективности с другими людьми было бы
невозможным, если бы он взаимодействовал с ними непосредственно. Ведь в этом
случае их возрастные, национальные, интеллектуальные и прочие отличия оказывали
бы выраженное влияние на отношение к исходящей от них информации.
Метакси-психология, взяв понятие множественных
субъективностей за основу, помогает человеку начать принимать чужую
субъективность, а также делиться своей собственной субъективностью с другими
людьми, которые при этом могут от него очень отличаться. Такое переключение
субъективных позиций, ради сотрудничества с другими людьми или создания совершенно
новой субъективности, позволяет достигать сопереживания с чужой субъективностью
без попыток видеть свои различия с другим человеком.
Это отношение отличает метакси-психологию от
постмодернистской психологии, которая требует самоидентификации – отнесения себя, других людей,
их групп к определенной расе, религии, полу, этническому происхождению,
национальности, сексуальной ориентации, и так далее. И всё это для того, чтобы
установить их отличие друг от друга и начать анализ отношений посредством «диалектического»
мышления. Отличается данным принципом метакси-психология и от
модернистской психологии, которая самоидентификацию делает проблемой
самодетерминации, превращая идентичность человека из данности в принудительно
поставленную задачу, с одновременным вменением человеку ответственности за
решение этой задачи.
7.
Стремление к сотрудничеству, объединению усилий и перспектив с другими людьми. Для этого метакси-психологией
формируется ценность создания разовых проектов, которые являются одновременно
значимыми для каждого отдельного члена, и при этом дают возможность для
адекватного самовыражения группы. Такие разовые проекты должны
продвигать ценности всех их участников. Даже если человек не согласен с
кем-то на 99% из 100%, этот 1% может иметь для него и для другого человека
огромное значение, так как позволит им вместе плодотворно работать вместе по
данному вопросу.
Для метакси-психологии данный принцип очень важен, так как психологическая работа постоянно
требует причудливых «альянсов». Например, защиты поведенческого выбора клиента,
которая вовсе не означает, что такое его поведение «поддерживается» психологом.
8.
Размывать границы между реальным и нереальным (искренним и
неискренним) – для осознания двусмысленности
всего происходящего. Метамодернизм, хотя прямо и не связан ни с какими-либо духовно-религиозными
практиками, ни с культурой
наркотиков, активно использует парадоксы и сопоставления, которые часто
наблюдаются именно в изменённых состояниях сознания. Поэтому метакси-психология
рассматривает человека или группы людей всегда как множественные реальности,
даже если в каждый конкретный момент они воспринимаются через те или иные их
качества.
9.
Оптимистически реагировать на любой кризис. Метамодернизм возник, как реакция на политическую, экономическую, климатологическую
и другие формы хаоса ХХ века, как «романтический ответ на кризис». Он противопоставил кризису
способ мышления «как будто», то есть предложил жить так, «как будто» позитивные
изменения возможны даже тогда, когда мы ежедневно получаем напоминания о том,
что человеческая культура находится в смятении и упадке.
При этом метамодернизм не предполагает, что гражданский
оптимизм должен спасти мир или решить индивидуальный кризис. Он постулирует,
что: А) кризис не может повредить человеку, Б) дарит человеку надежду, а значит
уводит его от отчаяния, и В) дарит ощущение того, что наносимый кризисом вред
на деле таковым не является. Такого рода оптимистическое поведение требует
объятий метанарративов, что активно использует метакси-психология, обращаясь
выборочно к тем из них, которые помогают спасти человека от апатии, аномии,
отчаяния или моральной и этической лени.
10.
Способность
к радикальной
переоценке структур, так как в них, с точки зрения метамодернизма, видится первоочередная причина
любого кризиса. Метакси-психология учит человека их определять, демонтировать и
реорганизовывать. При этом, в отличие от постмодернизма, данный призыв не носит
характера анархического противостояния иерархии, а выступает как задумчивый
интерес к радикальной переоценке традиционных и «исторически сложившихся»
научных взглядов на психическую реальность (внутренний мир) человека, с
прицелом на их прогрессивные изменения.
Говоря о
метакси-психологии, мы хотим обратить внимание на то, что она является
носителем абсолютно нового типа отношения к реальности. До неё можно было
говорить о трёх типах отношения к миру и, соответственно, трёх методах оказания
психологического влияния на восприятие мира человеком:
1) выражение к нему своих чувств
(гештальт терапия, клиент-центрированная терапия и др.);
2) конкретизация и квалификация
того, что имеет к нему отношение (рациональная, когнитивная терапия и др.);
3) изображение посредством
метафор, аллюзий, символов-образов и т.п. (терапия, построенная на метафорах,
психоанализ, телесно-ориентированная психотерапия, позитивная психотерапия и
др.).
Формируя метамодернистскую
структуру восприятия, метакси-психология формирует особое отношение к миру, в
основе которого лежит представление о
происходящих в нём событиях с множества позиций одновременно. Она учит
человека одновременно воспринимать противоположные идеи и при этом сохранять
способность к функционированию, что способствует выходу его личности за рамки
пространственно-временных границ и открытию в себе надличности. Одиночество и
противостояние враждебному миру заменяется романтизмом метамодернизма,
предлагающим выйти из толпы потребителей и сосредоточиться на своём внутреннем
мире, занять собственное индивидуальное духовное пространство.
Отказ от всего, что было принято другими
безоговорочно, по традиции, или по невежеству, побуждает человека к
самостоятельному изучению мира и к усилению
самоидентификации. В свою очередь, признание своего недостаточного
понимания мира побуждает его к постоянному поиску источника мудрости, что
проявляется в форме своеобразной интеллектуальной скромности [10].
Формируя способность видеть свои
слабые стороны в качестве источников личного развития и использовать аргументы
для уточнения своих взглядов, метакси-психология позволяет человеку начать
понимать, что его собственное мнение не может быть истиной в последней
инстанции, а потому помогает ему сделать свое поведение более открытым и
эффективным в спорных ситуациях.
Рассматривая личностный рост и
развитие как цель саму по себе, а не как средство продвижения вверх по
социальной лестнице – обучает вкладывать ментальные ресурсы в дискуссии и
работу в направлении достижения группового консенсуса, а не в навязывании своей
точки зрения другим с целью достижения господства. Формирует готовность к
пересмотру своих теорий в пользу новых, более точных объяснений, что позволяет
человеку начать идти в ногу с постоянными инновациями, постоянно
интеллектуально расти и личностно совершенствоваться.
Помогая представлениям человека
начать колебаться подобно маятнику между субъективным и объективным,
вымышленным и реальным, индивидуальным и социальным, виртуальным и
действительным, метакси-психология способствует формированию у него
своеобразной мечтательности, волнующего предчувствия чего-то ускользающего, и
при этом требующего своего нахождения и понимания. Это побуждает субъекта к
рефлексии чувств, переживаний, грёз, страданий, желаний, личностных оценок и
других компонентов его эмоциональной жизни. Представления о ценностях добра,
красоты, свободы, счастья и так далее, которые навязывались в обществе в искажённом
виде, или, наоборот, размывались – начинают им создаваться в мечтах наяву как
виртуально-чувственная реальность. Вследствие этого, рассудок и воображение,
находясь между взаимодополняющими мирами действительного и воображаемого
(виртуального), порождают эстетико-чувственную реальность, тем самым позволяя человеку
сформировать свой, сугубо индивидуальный, элитарный смысл жизни, недоступный
другим.
Способствуя возрождению интереса к утраченным ценностям, к
уважительному, а не ироничному цитированию образцов, лиризму, деидеологизации
исторического наследия и надежде на светлое будущее, метакси-психология
способствует формированию потребности в дружбе и своего рода интеллектуальной
доброты во взаимоотношениях. Делает привлекательным формат общения, аналогичный
«френдингу» (добровольному и, что очень важно, дружественному интерактивному
взаимодействию в социальных сетях), который невозможен без взаимного интереса и
высокого уровня доверия.
Резюмируя вышесказанное, можно
сказать, что основная цель метакси-психологии видится нами в формировании у
человека особого, созвучного новой реальности, метамодернистского мировоззрения.
Таким образом, общую эффективность применения метакси-психологии в
психокоррекционной и психотерапевтической практике, можно оценивать по
следующим пяти основным признакам, которые, по мнению Hanzi Freinacht
(2015), свидетельствуют о том, что у
человека сформировано метамодернистское отношение к миру [11]:
1.
отсутствуют неконтролируемые реакции неприятия в отношении отдельных
идей или людей (реакции «аллергии»
по Hanzi Freinacht [11]. Появление такого рода реакций
эффективно отслеживается, а сами они успешно нейтрализуются личностью за счёт
развитой способности к метапознанию («мышление
о мышлении»), не позволяя им влиять на объективную оценку и содержание
мышления.
2.
Позитивно и
взвешенно относится к любому прогрессу. В
отличие от носителей постмодернистской релятивистской догмы, рассматривающей
прогресс как иллюзию, и от носителей мировоззрения модернизма, занимающихся
некритическим восхвалением технического прогресса, такой человек пытается
переосмыслить любое развитие и прогресс, основываясь на постмодернистской
критике, без отказа от признания развития позитивным процессом. У него не
наблюдается «аллергии» на концепции развития и прогресса, в силу постмодернистского
убеждения, что в результате прогресса качество жизни ухудшается
(постмодернистская реакция). Он также не раздражается всякий раз, когда кто-то
указывает на недостатки и потенциальный вред новых технологических разработок
(модернистская реакция), так как понимает, что прогресс неизбежен, что любое
развитие имеет плюсы и минусы, и потому стремится получить максимальную отдачу
от него.
3.
Понимает, что люди
противоположных убеждений думают каждый в соответствии со своим уровнем
понимания проблемы и требованиями к достоверности фактов, и видит в этих особенностях пути преодоления их
несогласий. Понимая, что любое развитие содержит в себе принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, метамодернист
не
считает, что любая иерархия – это плохо (постмодернистская установка), также
как не считает правильным возврат к старой модернистской иерархии доминирования
(раса, класс, привилегия, пол, и т.д.). Метамодернизм меняет порядок реальности
в соответствии с недискриминационными иерархиями, путём включения более высокой
этики, обнаруженной в пределах постмодернизма и за его пределами.
4.
Ориентирован на
возрождение трансцендентных и архетипических нарративов, появление которых
является результатом «осцилляции» сознания между полюсами постмодернистских
сомнений и осведомлённости модернистского оптимизма.
5.
Обладает способностью синтезировать очевидные противоположности, а не просто
берёт лучшее из модернизма и постмодернизма, находит золотую середину между
этими двумя полюсами, или проявляет способность достигать компромисса. Другими словами, обладает «как-и» мышлением по Hanzi Freinacht [11].
Например, если субъект уверен, что поведение людей в
основном определяется их генами и биологической природой, то он, скорее всего,
модернист. Если видит в нём исключительно социальные конструкции, то является
постмодернистом. И хотя обе эти позиции несут в себе семена истины,
метамодернист понимает тесную связь между двумя внешними и внутренними условиями, физическими
и социальными переменными. Тот парадокс, что люди одновременно на 100% являются биологическими
существами, и на те же 100% – культурными созданиями, а не 50:50.
Выступая генератором
предпосылок новых идей, метакси-психология несёт в себе мощный практический
потенциал. Всматривание во внутренний мир и поведение человека глазами
психолога-метамодерниста позволяет увидеть в них ранее ускользавшие измерения. Именно
так нами были замечены определённые нюансы проявлений патологических феноменов
у пациентов, страдающих химическими зависимостями, что позволило сформулировать
когнитивно-смысловую теорию аддикций [12] и начать создавать основанную на ней
когнитивно-смысловую антикрейвинговую терапию [13, 14, 15].
Мы надеемся, что предлагаемая нами
идея развития метакси-психологии найдёт своих сторонников, ведь она учит
человека проявлять своеобразный чистый взгляд ребёнка, без приторной наивности,
но с элементами сарказма и насмешки постмодерна. Взгляд, который столь
востребован в эпоху новой реальности, как позволяющий видеть пути преодоления
конфликтов там, где их не видят люди с модернистским и постмодернистским
отношением к жизни.
Список литературы
1.
Vermeulen T, van den Akker R. Notes on metamodernism // AESTHETICS & CULTURE, Vol. 2, 2010. – Режим доступа: URL: http://www. aestheticsandculture.net/index.php/jac/article/view/5677/6306
(дата обращения: 09.01.2017)
2. Vermeulen T, van den Akker R. Notes
on 'Notes on Metamodernism' // 'Notes on Metamodernism, on June 3, 2015 – Режим доступа: URL: http://www.
metamodernism.com/2015/06/03/misunderstandings-and-clarifications/ (дата обращения: 09.01.2017)
3.
Гарифуллин Р.Р. Основы постмодернистской
психологии. – Казань: «ИПК «Бриг», – 2015. – 196 с.
4.
Юревич А. В. Наука и паранаука: столкновение на
«территории» психологии // Психологический журнал. — Москва: "Наука",
2005. – Т. 26, № 1. – С. 79-87.
5. Friedlander, P., Plato: An
Introduction [Book]. – [s.l.]: Princeton University Press, 2015.
6. Herman L., Beyond Postmodernism:
Restoring the Primal Quest for Meaning to Political Inquiry [Journal] //
Human Studies. – 1997. – 1: Vol. 20. – pp. 75-94
7.
Гребенюк А.А. Метамодернизм в психологии или уход от
игры в жизнь к ее перформатизму. // WORLD SCIENS: PROBLEMS AND INNOVATION
сборник статей YI Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч.1 –
Пенза: МНЦС «Наука и Просвещение». 2016. с. 313-317.
8. Eshelman R. Performatism, or the End
of Postmodernism // Anthropoetics Vol 6, No 2, 2001– Режим доступа: URL: http://www.anthropoetics.ucla.edu/ap0602
/perform.htm (дата обращения: 09.01.2017)
9. Abramson S., Ten Basic Principles of
Metamodernism, Updated Jun 25, 2015 – Режим доступа: URL:
http://www.huffingtonpost.com/seth-abramson/ten-key-principles-in-met_b_7143202.html
(дата обращения: 09.01.2017)
10. Burak J., «Overvaluing confidence,
we’ve forgotten the power of humility»/Aeon, 28 July, 2016 – Режим доступа: URL:
https://aeon.co/ideas/overvaluing-confidence-we-ve-forgotten-the-power-of-humility
(дата обращения: 09.01.2017)
11. Freinacht, H., 5 things that make
you metamodern, 16 February, 2015 – Режим доступа: URL: http://metamoderna.org/5-things-that-make-you-metamodern?lang=en (дата обращения:
09.01.2017)
12. Гребенюк
А.А. Основные положения и базовые понятия когнитивно-смысловой теории аддикций.
// Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия:
Педагогика. Психология. № 4 (6) – Симферополь: НИЦ КИПУ, 2016.
13. Гребенюк
А.А. Носовцов А.Е. Когнитивно-смысловая теории аддикций и ее применение в
психотерапии, основанной на культуре метамодерна. // WORLD SCIENS: PROBLEMS AND
INNOVATION сборник статей YI Международной научно-практической конференции. В 2
ч. Ч.1 – Пенза: МНЦС «Наука и Просвещение». 2016. с. 275-282.
14. Гребенюк
А.А., Носовцов А.Е. Теоретико-психологические основы и методика проведения
Когнитивно-Смысловой Антикрейвинговой Терапии // Проблемы современной науки и
образования. 2016. №17 (59). С. 103-112. doi:10.20861/2304-2338-2016-59-002
15. Гребенюк,
А.А., Носовцов, А.Е., Бровко, К.А. Непсихотические психические
расстройства у бывших участников программы ЗПТ и их влияние на мотивацию к
прохождению медицинской реабилитации // Проблемы современной науки и
образования. – 2016. – №19 (61). – С. 97-103. –
doi:10.20861/2304-2338-2016-61-001
© А.А. Гребенюк, 2017. ¹
___________________________
¹ Гребенюк А.А. Теоретико-методологические основы метамодернистской психологии // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей III Международной научно-практической конференции / Под общ. Ред. Г.Ю. Гуляева – Пенза: «Наука и Просвещение». – 2017. – С. 189-195.
¹ Гребенюк А.А. Теоретико-методологические основы метамодернистской психологии // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей III Международной научно-практической конференции / Под общ. Ред. Г.Ю. Гуляева – Пенза: «Наука и Просвещение». – 2017. – С. 189-195.
Комментариев нет:
Отправить комментарий