Метамодернистская психология

Metamodernist PsychologyМетамодернистская психология

Психологическое консультирование и психотерапия в эпоху метамодернизма


УДК 159.9
                                                                                                       Гребенюк А. А.
                                                                                                     Grebenyuk A. A.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ
В ЭПОХУ МЕТАМОДЕРНИЗМА

PSYCHOLOGICAL CONSULTATIONS AND PSYCHOTHERAPY
IN THE EPOCH OF METAMODERNISM
Аннотация. Наступившая к началу ХХI века в технологически развитых странах культурная эпоха метамодернизма определила позитивное отношение к применению искусственных интеллектуальных систем в процессе проведения психологического консультирования и психотерапии. Как показала практика, интерактивные роботы значительно повышают результативность работы психологов и психотерапевтов. В связи с чем, подготовка современных специалистов в области психического здоровья начинает требовать знаний и умений, использования новые технологических возможностей при оказании психологической и психотерапевтической помощи.

Abstract. The cultural era of metamodernism, which began in the technologically developed countries at the beginning of the 21st century, determined a positive attitude towards the use of artificial intellectual systems in the process of psychological counseling and psychotherapy. As practice has shown, interactive robots significantly increase the effectiveness of the work of psychologists and psychotherapists. In this connection, the training of modern specialists in the field of mental health begins to require knowledge and skills, the use of new technological capabilities in the provision of psychological and psychotherapeutic assistance.
Ключевые слова: психотерапия, психология, робопсихология, метамодернизм,
Keywords: psychotherapy, psychology, robopsychology, metamodernism

Постановка проблемы.
Наступил XXI век с его бурным развитием сетевых технологий, многочисленными системными проблемами во всех сферах жизни и угрозами глобальных экономических, экологических и геополитических кризисов. Век, который принадлежит цифровому поколению одержимому технологиями и стрессом. В этом мире, миллениалы намного чаще, чем предыдущие поколения, страдают от постоянного стресса и собственной неспособности с ним справляться [4]. При этом, изменение умонастроения людей, связанное с вхождением обществ в культурную эпоху метамодернизма [1, 2, 21, 22] определило позитивное отношение к применению искусственных интеллектуальных систем в процессе проведения психологического консультирования и психотерапии. Как показала практика, интерактивные роботы значительно повышают результативность работы психологов и психотерапевтов. В результате чего свое развитие стала получать «Роботизированная психология» (или Роботопсихология) [16].
Данная статья посвящена изучению использования различного рода искусственных интеллектуальных систем при проведении различных психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий.

Анализ литературы и результаты исследования.
Как показал анализ доступной научной литературы, не смотря на начальный этап становления роботопсихологии как прикладной науки, в современной психотерапии и психологии уже достаточно активно используются три вида интерактивных роботов: 1. «робо-психотерапевты»; 2. «робо-медиаторы» («робо-посредники»); 3. «робо-помощники» («робо-ассистенты») [7].
Робо-психотерапевты - являются частичной заменой психотерапевта - человека. Потребность в них возникла в связи с рядом объективных причин, среди которых основными являются:
  • нехватка специалистов-психотерапевтов;
  • высокая стоимость их подготовки и труда;
  • ограниченные физические возможности психотерапевта, позволяющие ему оказать качественную помощь определенному числу клиентов
  • недоступность психотерапии жителям отдаленных районов.
Роботы психотерапевты создаются при участии врачей-психотерапевтов и психологов, и контролируются ими. При этом следует отметить, что эти искусственные интеллектуальные системы являются новым способом оказания психотерапии, но не новым ее видом.
Робо-посредники - используются в ситуациях, когда классические психотерапевтические методы не могут быть эффективно применены в связи с наличием у человека определенного психического расстройства.
Основная функция робота-медиатора повысить понятность и привлекательность психологического воздействия для клиента. Например, расстройство аутистического спектра делает человека менее чувствительным к межличностным взаимодействиям, но сохраняет чувствительность к взаимодействию с роботизированным посредником. В этом состоянии робот-медиатор действует как своего рода «катализатор», который инициирует или ускоряет лечебный процесс, выступая посредником между терапевтом и его клиентом.
Роботы-помощники - помогают повысить эффективность проводимой психотерапии путем оптимизации отдельных приемов психотерапевтической деятельности. Например, фиксируют трудноуловимые ответные реакции клиента, снижают уровень его одиночества, напоминают о необходимости выполнения определенных действий и др.
РОБО-ПСИХОТЕРАПЕВТЫ – искусственные интеллектуальные системы, создаваемые в помощь психотерапевтам и психологам. Среди наиболее известными являются следующие:
ELIZA – первая компьютерная программа (1966), реализующая технику активного слушания, построенного по правилам роджерианской (клиент-центрированной) психотерапии. Суть проблемы Элиза выявить не в состоянии, но общение с ней может привести к определенным результатам: человек начинает осознавать причины проблемной ситуации. В дополнение Элиза еще умеет закрывать не понятные для нее темы и (не совсем удачно) переводить разговор в другое русло. Как показало изучение эффективности данной программы, несмотря на то, что «клиенты» Элизы знают, что они общаются с компьютерной программой, они охотно раскрывают ей свои личные впечатления и отмечаю улучшение своего самочувствия после диалога с ней [6].
Woebotчат-бот в Facebook (производство Woebot Labs Inc).  – программа для проведения онлайн-когнитивно-поведенческой психотерапии. Специально создан для борьбы с депрессией. Эта программа задаёт пользователю различные вопросы о его самочувствии, желаниях, физическом состоянии и так далее, анализирует его настроение и отслеживает возможность возникновения депрессии. При этом пользователь может сам задавать Woebot вопросы о том, как повлиять на своё настроение после чего получать необходимые простые и действенные рекомендации по его коррекции. Рандомизированное контролируемое исследование показало эффективность использования Woebot пациентами, страдающими от симптомов депрессии и тревоги [12], что позволяет о больших перспективах использования данной программы. В связи с чем, планируется выпуск мобильных приложений для iOS и Android.
Положительные результаты использования робо-психотерапевтов в работе с психологическими проблемами и симптомами психических расстройств дали толчок к разработке новых компьютерных данного типа:
Система Help4Mood (совместный проект EU STREP, Universitatea Babes Bolyai, FVA New Media Design, Universidad Politecnica de Valencia, University of Edinburgh and Universitat Politecnica de Catalunya) - чат-бот для оказания помощи людям с тяжелым депрессивным расстройством в домашних условиях. [14]. Состоит из трех компонентов:
1. персональной системы мониторинга поведения пациентов (например, уровень активности, режим сна и др.);
2. интерактивного виртуального агента с искусственным интеллектом, который контролируя психическое состояние пациентов помогает им формировать навыки регуляции своего эмоционального состояния.
3. системы поддержки принятия решений, которая позволяет учитывать индивидуальные потребности пациентов и помогает врачам интерпретировать информацию, полученную от первых двух систем.
Система Help4Mood предназначена для использования вместе с другими видами терапии, такими как самопомощь, консультирование или фармакологическое лечение.
Мобильные приложения PsyPills (Psychical Pills, психологические таблетки) – созданы на основе когнитивно-поведенческой терапии (David, 2006). Представляют собой программы, которые помогают оценить особенности настроения после чего предложат рекомендации по контролю и регуляции различных дисфункциональных чувств (беспокойство, подавленное настроение, гнев, чувство вины и др.), возникающих у человека на работе, в семье и т.д. Эффективность использования данных программ подтверждена данными нескольких исследований [8, 9, 10, 18, 20].
Robo-RETMAN (акроним Rational Emotive Behavior Therapy professional) – программа вида PsyPills на английском и румынском языках программа предназначенна для помощи детям в возрасте 11-12 лет, испытывающим дистресс и связанные с ним дисфункциональные чувства тревоги, страха и другие. Эффективность подтверждена исследованиями [9, 10].
РОБО-ПОСРЕДНИКИ.
Данная категория социальных роботов открыла новые широкие возможности для коррекции поведения детей с расстройствами аутистического спектра [19]. Робот не является человеком и не вызывает у ребенка страха или отторжения и в то же время он может помочь выработке у аутиста навыков общения и взаимодействия. Отношение к роботу, как к игрушке позволяет ребенку сконцентрировать на нем внимание, не отвлекаясь на других людей. В настоящее время наиболее известными робо-посредниками являются:
Система NAOведет с пациентом диалог, тренирует его внимание с помощью карточек, совершает совместные прогулки. Робот умеет рассказывать истории, изображать различные эмоции, требовать зрительного контакта для продолжения игры и учить ребенка тактильному взаимодействию при помощи специальных сенсоров [3].
Например робот «Ask NAO», производства компании Aldebaran Robotic, оказывает ощутимую помощь в развитии коммуникативных навыков у детей, страдающим аутизмом. Применение данной системы позволяет на 30% увеличить различные навыки: коммуникабельность, устойчивость внимания, усидчивость и другие качества у детей с расстройством аутистичнсклого спектра. Улучшает их взаимодействие с родителями и врачами. В настоящее время активно разрабатываются приложения для использования в учебных классах, которые позволяют ребенку-аутисту научиться распознавать и верно интерпретировать эмоции и язык жестов, а также развивать и другие важнейшие социальные навыки [3].
РОБО-ПОМОЩНИКИкатегория систем, которые берут на себя некоторые из повседневных работ по уходу за пожилыми людьми и людьми с ограниченными возможностями. В настоящее время активно используются:
робо-помощник Stevie - напоминает о приеме лекарств, обнаруживает падение человека и передает информацию оператору-человеку. Регулирует температуру и освещение в помещении, проявляя тем самым заботу и пациенте. 
Роботизированная собака AIBO (Sony Corporation) - эффективно снижает уровень одиночества у пожилых пациентов [11].
Роботизированная кошка  NeCoRo (Omron Corporation)снижает переживание одиночества и ажитации [15]. NeCoRo адекватно реагирует на эмоции и движения человека. Проявляет свои собственные «чувства» и «желания». Может запоминать откликаться на свое имя.
Роботы животные удобны тем, что не требуют ухода как за живым существом, который часто не могут обеспечить больные и пожилые люди, а также исключают распространение дополнительных инфекций и аллергогенных факторов
Telenoid (лаборатория Intelligent Robotics) - робот телеприсутствия. Андрогинное устройство, способное устанавливать эмоциональную связь и играть роль "заменителя человека. "Предназначен для пожилых людей с тяжелой деменцией . Минималисткий ид лица, лишённый запоминающихся индивидуальных черт, но в то же время опознаваемый именно как человек, позволяет легко представлять вместо него как мужчину, и женщину, так и пожилого собеседника, и ребенка. Современная версия данной системы -Telenoid R1 – предназначен для массового рынка. При этом специалисты видят в нем не только «дистанционного внука», но «универсального солдата», появляющегося везде, где требуется организовать общение людей с использованием «кибернетического аватара» [13].
Заключение
Наступившая к началу ХХI века в технологически развитых странах культурная эпоха метамодернизма, позволила начать рассматривать возможность применения искусственных интеллектуальных систем при проведении специалистами психологического консультирования и психотерапии. Как показала практика, интерактивные роботы значительно повышают результативность работы психологов и психотерапевтов. В связи с чем, подготовка современных специалистов в области психического здоровья начинает требовать знаний и умений, использования новые технологических возможностей при оказании психологической и психотерапевтической помощи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 


1. Гребенюк А. А. Метамодернистская психотерапия: теоретические основания и решаемые задачи / А. А. Гребенюк, А. Е. Носовцов // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей III Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. – Пенза : Наука и Просвещение, 2017. – С. 207–212.

2. Гребенюк А. А. Основы метамодернистской психологии [Электронный ресурс] / А. А. Гребенюк // METAMODERN. 30 ноября, 2017. – Режим доступа : http://metamodernizm.ru/metamodernism-psychology (дата обращения: 14.01.2019).

3. Робот NAO и помощь детям с нарушением развития нервной системы (аутизм) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://nanojam.ru/news/robot-nao-i-pomoshch-detiam-s-narusheniem-razvitiia-nervnoi-sistemy-autizm (дата обращения24.03.2019).

4. American Psychological Association [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.apa.org/news/press/releases/stress/2012/generations (дата обращения24.03.2019).

5. ATIS Telecom Glossary. (2000) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.atis.org/tg2k/t1g2k.html (дата обращения 24.03..2019).

6. Cristea, I. A., Sucala, M., David, D. Canyou tell the difference? Comparing face-to-face versus computer-based interventions. The “Eliza” effect in psychotherapy. [Электронный ресурс] / I. A.Cristea , M. Sucala, D. David // Journal of Cognitive and Behavioral Psychotherapies – 2013, Vol.13, pp. 291–299 – Режим доступа : https://danieldavidubb.files.wordpress.com/2013/10/eliza-effect-in-psychotherapy.pdf (дата обращения: 24.03.2019).

7. Daniel D., Silviu-A.Matu, Oana A. David. Robot-Based Psychotherapy: Concepts Development, State of the Art, and New Directions. [Электронный ресурс] / D Daniel., Silviu-A.Matu, A. David Oana. // International Journal of Cognitive Therapy – 2014 Vol.7, Combined CBT and Pharmacotherapy, pp. 192-210. – Режим доступа : https://doi.org/10.1521/ijct.2014.7.2.192 (дата обращения: 24.03.2019).

8. David, O. A., David, D. The “PsyPills” app: Emerging modalities for applying CBT in real life. [Электронный ресурс] / O. A. David, D. David // Poster presented at the 43rd Annual Congress of the European Association for Behavioral and Cognitive Therapiesи – 2013, Marrakech, Marocco – Режим доступа : https://www.researchgate.net/publication/271962959_The_ PsyPills_app_Emerging_modalities_for_applying_CBT_in_real_life (дата обращения: 24.03.2019).

9. David, O. A., David, D. State efficacy of CBT delivered by a new robot (RET-MAN) promoting emotional resilience in children. / O. A. David, D. David // In D. David (Chiar), Developments in Technology and Clinical Cognitive Science: The “4th wave” in CBT? Symposium con ducted at the 7th World Congress of Cognitive and Behavioural Therapies – 2013b, Lima, Peru.

10. David, O. A., David, D., Vanderborgh В., The efficacy of the RET-MAN robot versus cartoons in helping children manage exam anxiety. [Электронный ресурс] / O. A. David, D. David, В. Vanderborgh // Poster presented at the 43rd Annual Congress of the European Association for Behavioral and Cognitive Therapiesи – 2013, Marrakech, Marocco – Режим доступа : https://www.researchgate.net/publication/271963053_The_ efficacy_of_the_RETMAN_robot_versus_cartoons_in_helping_children_manage_exam_anxiety (дата обращения: 24.03.2019).

11. Duquette, A., Michaud, F., Mercier, H. Exploring the use of a mobile robot as an initation agent with children with low-func-tioning autism. [Электронный ресурс] / A. Duquette at all // Autonomous Robots – 2007, 24(2), р.р. 147–157. – Режим доступа : https://www.researchgate.net/publication/220474031_Exploring_the_use_of_a_mobile_robot_as_an_imitation_agent_with_children_with_low-functioning_autism. (дата обращения: 24.03.2019)

12. Fitzpatrick KK, Darcy A, Vierhile M Delivering Cognitive Behavior Therapy to Young Adults With Symptoms of Depression and Anxiety Using a Fully Automated Conversational Agent (Woebot): A Randomized Controlled Trial [Электронный ресурс] / KK Fitzpatrick, A Darcy, M Vierhile // JMIR Ment Health – 2017; 4(2):e19 – Режим доступа : https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28588005

13. Guizzo Er. Telenoid R1: Hiroshi Ishiguro's Newest and Strangest Android. . [Электронный ресурс] / Er. Guizzo // Spectrum IEEE – 2010? 1 aug. – Режим доступа : https://spectrum.ieee.org/automaton/robotics/humanoids/telenoid-r1-hiroshi-ishiguro-newest-and-strangest-android (дата обращения: 24.03.2019)

14. Help4Mood [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://help4mood.info/site/default.aspx (дата обращения 24.03.2019).

15. Kimura, R., Miura, K., Murata, H., Yokoyama, A., Naganuma, M. Consideration of physiological effect of robot assisted activity on dementia elderly by electroencephalogram (EEG): Estimation of positive effect of RAA by neuroactivity diagram. [Электронный ресурс] / R.Kimura at all // Paper presented at the SICE Annual Conference, Proceedings of, Taipei, Taiwan. – 2010 – Режим доступа : https://ieeexplore.ieee.org/document/5602358 (дата обращения: 24.03.2019)

16. Libin, A. V., Libin, E. V. Person-robot interactions from the robopsychologists’ point of view: The robotic psychology and robotherapy approach. [Электронный ресурс] / A. V. Libin, A. E. Libin // Proceedings of the IEEE – 2004, 92(11), 1789–1803 – Режим доступа : https://www.academia.edu/1342156/Person-robot_interactions_from_the_robopsychologists_point_of_view_the_robotic_psychology_and_robotherapy_approach (дата обращения: 24.03.2019).

17. Libin, A. V., Libin, E. V. Person-robot interactions from the robopsychologists’ point of view: The robotic psychology and robotherapy approach. [Электронный ресурс] / A. V. Libin, A. E. Libin // Proceedings of the IEEE – 2004, 92(11), 1789–1803 – Режим доступа : https://www.academia.edu/1342156/Person-robot_interactions_from_the_robopsychologists_point_of_view_the_robotic_psychology_and_robotherapy_approach (дата обращения: 24.03.2019).

18. Lupu, V., Iftene, F. The impact of rational emotive behavior education on teenagers. [Электронный ресурс] / V. Lupu, , F .Iftene // Journal of Cognitive and Behavioral Psychotherapies – 2009, Vol. 9, pp. 95–105. – Режим доступа : https://www.researchgate.net/publication/287485367_The_impact_of_rational_emotive_behaviour_education_on_anxiety_in_teenagers (дата обращения: 24.03.2019).

19. Scassellati B., Boccanfuso L., Huang Ch.-M., Mademtzi M., Qin M., Salomons N. Improving social skills in children with ASD using a long-term, in-home social robot. [Электронный ресурс] / B. Scassellati at all // Science Robotics – 2018, 22 Aug.Vol. 3, Issue 21 – Режим доступа : http://robotics.sciencemag.org/content/3/21/eaat7544 (дата обращения: 24.03.2019).

20. Szasz, P. L., Szentagotai, A., Hofmann, S. G. The effect of emotion regulation strategies on anger. [Электронный ресурс] / P. L. Szasz, A.Szentagotai , S. G. Hofmann // Behavior Research and Therapy – 2011, 49(2), pp. 114–119. – Режим доступа : https://www.researchgate.net/publication/49709129_The_effect_of_emotion_regulation_strategies_on_anger (дата обращения: 24.03.2019).

21. van den Akker, Gibbons, A., R. and T. Vermeulen (eds.), Metamodernism: Historicity, affect, depth. London: Rowman & Littlefield, forthc., 2017.

22. Vermeulen T. Notes on metamodernism [Электронный ресурс] / T. Vermeulen, R. van den Akker // AESTHETICS & CUVermeulen T. Notes on metamodernism [Электронный ресурс] / T. Vermeulen, R. van den Akker // AESTHETICS CULTURE. – 2010. – Vol. 2. – № 1. – Р. 1–14 – Режим доступа : http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.3402/jac.v2i0.5677 (дата обращения: 14.01.2019).

Комментариев нет:

Отправить комментарий