УДК:159.9.019
МЕТАМОДЕРНИЗМ В
ПСИХОЛОГИИ ИЛИ УХОД ОТ ИГРЫ
В ЖИЗНЬ К ЕЕ ПЕРФОРМАТИЗМУ
В ЖИЗНЬ К ЕЕ ПЕРФОРМАТИЗМУ
Гребенюк А.А.
кандидат психологических наук, врач психотерапевт, врач психиатр-нарколог,
ГБУЗ РК «Крымский научно-практический центр наркологии», дневной стационар
кандидат психологических наук, врач психотерапевт, врач психиатр-нарколог,
ГБУЗ РК «Крымский научно-практический центр наркологии», дневной стационар
Аннотация: в статье рассматривается возможность
построения психологии на основе мировоззрения метамодернизма (т.н.
метакси-психологии). По мнению автора, колеблясь между посланием модернистского
стремления к смыслу и постмодернистского сомнения в смысле, метакси-психология
должна предлагать новые горизонты и способы представления психической
реальности, задавая вектор развития психологии в направлении синтеза науки и
искусства. На смену тезису постмодернистской психологии «вся наша жизнь –
игра», предлагается выдвинуть тезис «вся наша жизнь – перформанс», то есть
перейти к целостному отображению действительности в сочетании с отходом от
дуализма в оценках или принятием его отсутствия.
Ключевые слова: модерн, постмодерн,
метамодерн, лингвистическая психотерапия, когнитивно-смысловая теория аддикций, КСАкТ.
METAMODERNISM
IN PSYCHOLOGY OR A DEPARTURE FROM THE GAME TO LIFE WITH HER PERFORMATISM
Grebenyuk
A.A.
Abstract: the article discusses the
possibility of constructing a psychology based on the outlook metamodernism
(e.g. metaxa-psychology). According to the author, straddling the message
modernist quest for meaning and the postmodern in the sense of doubt,
metaxa-psychology must offer new horizons and ways of presenting psychic
reality by setting the vector of development of psychology in the direction of
the synthesis of art and science. In place of the postmodern psychology thesis
"all our life – the game", it is proposed to put forward the thesis
that "our whole life – performance", that is, transition to a holistic
reflection of reality, combined with the departure from the dualism in the
estimates or the adoption of his absence.
Key words: modernism, postmodern, metamodern, linguistic psychotherapy, cognitive-sense addiction theory, CSAcT.
Начиная с 1960-х годов, в обществе возникло умонастроение,
получившее название постмодернизм. Данный тип ментальности в отличие
предшествовавшего ему модернизма, конституировался гиперрефлексией, возникшей в
условиях религиозно-философского вакуума, дискредитацией идеологических
концептов, тотальным релятивизмом и перепроизводством предметов сиюминутного
потребления. Его творческая установка явила себя в максимуме эвристического, интеллектуально-игрового,
рефлексивного, деструктивного начала, при этом включая в себя минимум эстетического,
этического, смыслообразующего и конструктивного.
Философской
основой постмодернизма послужили работы французских постструктуралистов (М. Фуко,
Р. Барта, Ж. Деррида), идеи которых быстро приобрели популярность в широких
областях гуманитарного знания и побудили к отказу от идеалов просвещения в
пользу постмодерна.
В этих условиях, в середине 1980-х годов, ряд западных психологов,
стали осваивать новые подходы, сформулированные в духе постструктуралистской и
постмодернистской мысли. К ним можно отнести социальный конструктивизм (Кеннет Дж. Джерджен), критический дискурс-анализ (М. Уэзерелл, Д. Эдвардс),
дискурс-анализ (Дж. Поттер), трансгрессивная психология (Дж. Козелецкий),
трансактный анализ (Э. Берна) и другие. А также многочисленные околонаучные направления
в психологии и психотерапии, среди которых первенство принадлежит нейролингвистическому
программированию (Дж. Гриндер, Р. Бендлер, Ф. Пьюселик).
«Вся наша
жизнь игра!» – стал главным тезисом постмодернистской психологии, а потому для
неё перестала быть важной стилевая и концептуальная обязательность, а эклектизм и анормативность
фактически возвелись в принцип фейерабендовского «everything goes» (всё
сгодится). В результате психология из науки
превратилась в нечто среднее между
наукой и паранаукой [1].
Бесконечно лукавя и хитря,
постмодернистская психология фактически перестала скрывать общую декоративность
своих психодиагностических и психокоррекционных процедур и стремится к
повышению их действительной эффективности. В
условиях массовой культуры, рассчитанной на усреднённый массовый вкус и коммерческий
успех, она «усредняет» любые психологические проблемы и подаёт их в виде, удобном
для продвижения определённых групп психологических товаров, к примеру –
различного рода «уникальных» психологических программ и тренингов, чья
эффективность никем и никогда изучалась, но при этом активно заявляется «продавцами».
Всё, что имеет отношение
к субъективной реальности, постмодернизмом превращается в сплошную постановку и
обсасывание несуществующего, а отрыв плана выражения от плана содержания позволяет
мирно соседствовать в психологии несовместимым
друг с другом паранаучным, парарелигиозным, псевдофилосософским и иным теориям.
Заставляя
видеть во всём прежде всего форму, которая задает тот или иной результат, постмодернистская
психология стала «обыгрывать» и «заигрывать»
различные психологическое проблемы (см., например, [2]):
1. У вас есть проблема? –
смотрим на неё с абсолютно новой или иной
точки зрения, так, чтобы она перестала быть проблемой.
2. Страдаете от комплекса
неполноценности из-за своей субкультурной принадлежности, интеллектуальных или физических возможностей? – создадим
героическую «личную мифологию».
3. Не можете найти смысл
жизни? – поможем сформировать новое мировоззрение на основе трансперсональных мифологических образов.
4. Не можете разобраться
в себе? – откроем для вас плюралистический образ собственного «Я» и покажем
различные пути и способы свободы выражения различным его составляющим.
5. Страдаете из-за своих идеалов
и приверженностей собственным ценностям? – поможем понять, что чужое
мировоззрение имеет целый ряд преимуществ, для чего распахнем перед вами двери
в мир норм и образа жизни не только иностранцев, но и представителей
другого пола, сексуальной ориентации, возраста, субкультурной принадлежности и
т.п.
6. Испытываете
потребность быть успешным? – научим играть различные социальные роли и манипулировать людьми.
7. Страдаете от симптомов
депрессии, тревоги и других – это от того, что вы так и не научились осознавать свои важнейшие проблемы, а значит мы
этому научим.
8. Вы хотите чувствовать
свою уникальность – мы предложим обширный ассортимент психологических
практик, с учетом ваших интересов, слабостей, достоинств и других особенностей,
которые обеспечат вам эту возможность.
Начало XXI века ознаменовалось тем, что, в
результате множественных кризисов последних двух десятилетий (изменений
климата, финансовых спадов, обострений глобальных конфликтов),
интенсивной глобализации и информатизации общества у всё возрастающего количества
людей начало меняться представление о мире. Теперь он им стал видеться
неупорядоченным, ненадёжным, непредсказуемым, недетерминированным. Ирония перестала
пугать и начала непротиворечиво соединяться с поисками новой искренности в философии
и искусстве. Качаясь как маятник от модернистской установки к постмодернистской
и обратно, новая метамодернистская позиция стала заставлять людей менять модусы
работы с миром и культурой, искать в них новые формы поведения и проявления,
возможность выбора между иронией и искренностью, в том числе и посредством их
соединения [3, 4].
Начав осуществлять свою жизнедеятельность в оцифрованном мире, люди стали чувствовать себя его соавторами, сотворцами, но не игроками в нём. Их сознание начало отказываться принимать тезис
постмодернистской психологии «вся наша жизнь игра», ведь сама их жизнь в этом мире стала его частью, событием, артефактом.
Интерактивная среда задала новый принцип построения коммуникаций, требующий
свободного диалога, в результате чего стали востребованными интеллектуальная
доброта во взаимоотношениях и потребность в дружбе, а не взаимная игра и
виртуозный обман. В социуме стал ощущаться
возрождающийся интерес к утраченным ценностям, к уважительному, а не
ироничному цитированию образцов, лиризму, деидеологизации исторического
наследия и надежде на светлое будущее.
В этих условиях новая
эпоха стала требовать от психологии нахождения иных способов представления всего,
что связано с психической
реальностью, а потому мы считаем, что она должна опереться на
мировоззрение метамодернизма. Такого рода психологию
мы предлагаем назвать метакси-психологией
(от греч. μεταξύ («мetaxy», метакси) –
«движение между и вне противоположных полюсов» – термин, почерпнутый из
платоновского диалога «Пир» и лёгший в основу понятия метамодернизм [5,
6]). По своей сути она не является направлением
психологии, новой концепцией, теорией или методом. Её содержание составляют
выборы, отражающие несогласие, как с самим содержанием, так и с противоречиями наивных
идеологий модернизма
и различного рода «квази» и «псевдо», привнесённых в психологию
постмодернизмом.
Предназначение
метакси-психологии – выступать генератором предпосылок для появления новых деидеологизированных
и не ироничных проектов в области психологии, каждый из которых имеет шанс
начать свою собственную жизнь. Для неё важным является то, что метамодернизм как культурное
явление, внедряя научные разработки в искусство, делает его более осмысленным,
а приближая искусство к науке, делает её более доступной широкому кругу.
Колеблясь между посланием
модернистского стремления к смыслу и постмодернистского сомнения в смысле,
метакси-психология должна предлагать новые горизонты и способы представления
психической реальности, тем самым задавая вектор развития психологии в
направлении синтеза науки и искусства. Модифицируя модернистские и
постмодернистские тенденции, получившие
распространение в психологии – заставлять их принимать иную форму, и что более
важно, новый смысл, новое значение и направление.
На смену постмодернистскому
тезису «вся наша жизнь – игра», метакси-психология должна выдвинуть тезис «вся
наша жизнь – перформанс», то есть перейти к целостному отображению
действительности в сочетании с отходом от дуализма в оценках, а иногда и вообще
их отсутствием [7].
Абстрагируясь от
концептов «хорошего» и «плохого», перфоманс отказывается
от их применения в отношении элементов действительности, чем лишает
постмодернизм возможности жонглировать этими концептами [7]. Благодаря этому данный механизм является полностью
непроницаемым для приёмов постмодернизма: рассеивания, деконструкции и
пролиферации. Что позволяет ему эффективно преодолевать антинаучность
постмодернизма, постулирующего любую науку, как некую языковую игру.
Работая
с целостным и неделимым концептом закрытости субъекта в противовес разобщённому
концепту частной трансгрессии постмодернизма, метакси-психология
исключит возможность создания как вокруг самой психологии, так и изучаемой ею психической реальности различных
контекстов, размывающих их суть. Отождествляя содержание и форму, сливая обозначения
с внутренней сущностью, и при этом учитывая всё возрастающую роль
«виртуального» компонента реальности, она будет превращать сложные для
понимания вещи – в простые, доступные и наглядные. Её метамодернистская неоромантическая
чувствительность проявится в балансировании между порядком и хаосом, формой и
бесформенным, красотой и уродством, возвышенным и приземлённым. А предоставленная
перформатизмом возможность вступления с другим, чуждым субъектом в единое, задающее
оптимальные условия для инноваций, спасительное пространство, позволит и
психологам, и их клиентам оглянуться назад, чтобы открыть устраивающее всех
«новое» в том «старом».
Всё это будет побуждать к
самотерапии, утверждению собственной самости и обращению к созданию хронотопов, позволяющих делать многократный выбор
между возможностями ради сохранения человеком своей целостности, не зависимо от
результатов предыдущих попыток.
В
заключение хотелось бы отметить, что взгляд на психологию сквозь призму
метамодернизма позволил нам по-новому
осмыслить многолетний опыт терапевтической работы с химическими аддиктами, и
распространённые в их среде практики самоограничения и поиска новых,
«беспроблемных» моделей обращения с алкоголем и наркотиками. В результате нами
была сформулирована когнитивно-смысловая теория аддикций, которая описывает
мифологизацию постмодернистской наркологией аддиктивного влечения, в результате
чего данный симптом начинает восприниматься как состояние, подчиняющее себе
личность и регулируемое исключительно за счёт потребления различного рода
антикрейвинговых товаров [8]. Данная теория позволила подойти к созданию когнитивно-смысловой
антикрейвинговой терапии – методики психотерапии, позволяющей сформировать личностную
ценность эффективного самоуправления желаниями, связанными с аддиктивным
агентом, и навыки эффективного противодействия аддиктивным желаниям [9, 10].
Надеемся,
что предлагаемая нами идея развития метакси-психологии на основе
метамодернистского мировоззрения найдет своих сторонников, в связи с чем
заявляем о своей открытости любым формам сотрудничества в этом направлении.
Список литературы
1. Юревич
А. В. Наука и паранаука: столкновение на «территории» психологии //
Психологический журнал. — Москва: "Наука", 2005. – Т. 26, № 1. –
С. 79-87.).
2. Блатнер А. Постмодернизм и задачи психотерапии // Московский 25.
Психотерапевтический Журнал. -2004. №2. - С. 128-133.
3. Vermeulen T, van den Akker R. Notes
on metamodernism // AESTHETICS & CULTURE, Vol. 2, 2010. – Режим доступа: // URL:
http: www.aestheticsandculture.net/index.php/jac/article/
view/5677/6306 (дата обращения: 05.12.2016)
4. Vermeulen T, van den Akker R. Notes
on 'Notes on Metamodernism' // 'Notes on Metamodernism, on June 3, 2015 – Режим доступа: // URL:
http: www.metamodernism.com/2015/06/03/misunderstandings-and-clarifications/
(дата обращения: 05.12.2016)
5. Friedlander Paul Plato: An Introduction [Book]. – [s.l.]: Princeton University
Press, 2015.
6. Herman Louis Beyond Postmodernism: Restoring the Primal Quest for Meaning to
Political Inquiry [Journal] // Human Studies. – 1997. – 1: Vol.
20. – pp. 75-94
7. Eshelman, Raoul (2001): Performatism, or the
End of Postmodernism. In: Anthropoetics Vol 6, No 2. / URL: http://www.anthropoetics.ucla.edu/ap0602
/perform.htm
8. Гребенюк А.А. Основные положения и базовые понятия
когнитивно-смысловой теории аддикций / А.А. Гребенюк // Ученые записки Крымского
инженерно-педагогического университета. Педагогические науки. – Симферополь:
НИЦ КИПУ, 2016.
9. Гребенюк А.А., Носовцов А.Е. Теоретико-психологические основы и
методика проведения Когнитивно-Смысловой Антикрейвинговой Терапии // Проблемы
современной науки и образования. 2016. №17 (59). С. 103-112.
doi:10.20861/2304-2338-2016-59-002
10. Гребенюк, А.А., Носовцов, А.Е., Бровко, К.А. Непсихотические
психические расстройства у бывших участников программы ЗПТ и их влияние на
мотивацию к прохождению медицинской реабилитации / А.А. Гребенюк, А.Е.
Носовцов, К.А. Бровко // Проблемы современной науки и образования. – 2016. –
№19 (61). – С. 97-103. – doi:10.20861/2304-2338-2016-61-001
© А.А. Гребенюк, 2016. ¹
___________________________
¹ Гребенюк А.А. Метамодернизм в психологии или уход от игры в жизнь к её перформатизму. // WORLD SCIENS: PROBLEMS AND INNOVATION сборник статей VI Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч.1 – Пенза: МНЦС «Наука и Просвещение». – 2016. – с. 313-317.
Комментариев нет:
Отправить комментарий