Гребенюк А. А.
Grebenyuk
A. A.
ОПЫТ
СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ, СОЗВУЧНЫХ КУЛЬТУРНОЙ ЭПОХЕ
МЕТАМОДЕРНИЗМА
experience of creating psychological methods of
cooperation, in sync with the times of cultural age of metamodernism
Аннотация. В данной работе приводится описание двух типов методов (приемов) психологического
влияния на человека, построенных с учетом умонастроения культурной эпохи
метамодернизма. Первая
группа приемов побуждает реципиента к открытию реального, а не кажущегося
порядка вещей, что позволяет ему начать правильно определять масштаб имеющейся
психологической проблемы и возможности ее решении. Вторая группа приемов вызывает у реципиента переживание
красоты, любви, веры, трансцендентности, возрождающих надежду на решение,
казалось бы, безвыходных проблемных ситуаций. Побуждает
к изменению отношения к тому, что вызывает неприязнь и отторжение, с целью
преодоления препятствий на пути поиска новых, неожиданных решений.
Abstract.
This article describes two types of methods (techniques) of psychological
influence on a person, which are built according to the mentality of the
cultural epoch of metamodernism. The first group of methods encourages the
recipient to discover the real, and not the apparent order of things, which
allows him to begin to correctly determine the scale of the psychological
problem and the possibility of solving it. The second group of methods causes
the recipient to experience beauty, love, faith, transcendence, reviving hope
for the solution of seemingly hopeless problem situations. It leads to a change
in attitude towards what causes hostility and rejection, in order to overcome
obstacles in the search for new, unexpected solutions.
Ключевые слова: метамодернизм,
метамодернистская психология, перформатизм, психологические методы воздействия.
Keywords: metamodernism,
metamodernist psychology, performatism, psychological
methods of influence
Постановка
проблемы.
Как
известно, настроение эпохи накладывая отпечаток на духовную и материальную
жизнь общества, находит свое отражение в психологических особенностях людей и
их восприимчивости к различным методам информационно-психологического воздействия [1]. XXI век с его бурным развитием сетевых
технологий, многочисленными системными проблемами во всех сферах жизни и
угрозами глобальных экономических, экологических и геополитических кризисов,
ознаменовался утратой чувства постмодернистской стабильности и перманентности
прогресса. Результатом стало изменение в
состоянии культуры, получившее название «метамодернизм», в связи с чем в связи
с чем актуальность приобрела проблема разработки эффективных, соответствующих
умонастроению современного общества, приемов психологического воздействия.
Анализ
литературы.
Несмотря на то, что понятие «метамодернизм» появилось всего
лишь в 2010 году [19], его проявления достаточно активно анализируются в
искусстве [14, 16-20], а также и в различных областях гуманитарного знания, в
том числе в психологии [4, 8, 9], психиатрии [2], психотерапии [4, 6] и
наркологии [11,12].
Каскад
эпистемологических поворотов, возникший в результате кризиса тотальных теорий и
метанарративов, когда на смену представлениям об универсальной и единственно
верной методологии стал порождать гибкие, пластичные, чувствительные к быстроте
изменений методологические стратегии. К их числу и принадлежит метамодернистский
поворот в психологии [5, 8, 9], который стал рассматриваться как претендующий
на интегративную роль в изучении современности и выявивший неподдельный интерес
к категории переживания в транзитивном обществе [9].
В свою очередь, построение психологии и психотерапии [4-6] на
культурной [18, 19] и философской [15] основе метамодернизма потребовало
разработки приемов психологического воздействия, которые были бы созвучны
умонастроению современного человека.
Целью данной статьи является описание психологических
приемов влияния на человека, построенных с учетом умонастроения культурной
эпохи метамодернизма.
Изложение
основного материала.
Теоретические
основы создания психотерапевтических приемов, созвучных умонастроению эпохи
метамодернизма. Согласно выводам современных исследователей метамодернизма, его
фундаментальными характеристиками являются «осцилляция» и «структура чувства» [15-19],
а наиболее ярким культурным проявлением - практика, которую немецкий теоретик Р.
Эшельман определил, как «перформатизм» [14, 19].
«Осцилляция» («колебания») проявляется как «ощущение подрыва и преодоления некогда стабильных
состояний, вызывающих общее чувство нестабильности, непрерывного движения»;
«чувство того, что история вновь движется вперед, все находится в колебании,
постоянном движении, расшатывании – все, что нам казалось знакомым и
постоянным, все, чего мы достигли или создали» [10]; раскачивания «между
энтузиазмом модернизма и постмодернистской насмешкой [18]. Посредством
осцилляции, метамодернизм ищет способы преодоления дистанций (особенно между
противоположными явлениями), чтобы воссоздать ощущение целостности, при
сохранении ощущения несовместимости; осознания того, что одно противоречит
другому, не смотря на потребность в их соединении; позволяет находить новые
решения, решая тем самым основную задачу метамодернизма - примирение,
совмещение, «многоязычие», которые осуществляются путем разведывания,
прозревания, вариантов будущей социальной и духовной интеграции; приаводит к
пониманию, что «Я» всегда существует и
определяет себя по отношению к другим в мире где все взаимосвязано, а забота о
себе возможна одновременно с проявлением заботы о других [15-20].
«Структура чувства» [18]
(восприятия [3]) отражает в себе целостное ощущение жизни в определенный
исторический период. Выступает предпосылкой возникновения новых идей и
представлений [18]. При этом метамодернизм как «структура чувства» предстает в
виде попытки поколения преодолеть постмодернизм и выступает предпосылкой
рождения альтернативных модернистскому и постмодернистскому способам мышления,
«вызывая раскачивание между модернистским стремлением к смыслу и
постмодернистским сомнением касательно смысла всего этого, между модернистской
искренностью и постмодернистской иронией, между надеждой и меланхолией, между
эмпатией и апатией, между единством и множественностью, между чистотой и
коррупцией, между наивностью и искушенностью, между авторским контролем и
общедоступностью, между мастерством и концептуализмом, между прагматизмом и
утопизмом» [3].
Являясь культурной
реакцией на постмодернизм, метамодернизм особенно ярко проявляет себя в
перформатизме – эстетически навязываемой вере, которая заменяет бесконечную
иронию как доминирующую силу в культуре [14].
Работы перформатиста
выстроены таким образом, что у реципиента поначалу нет иного выбора, кроме
принудительного решения рассматриваемой проблемы. Это решение навязывается ему
посредством эстетических методов принуждения, которые заставляют
отождествляться с чем-то невозможным или невероятным, верить вопреки себе и при
этом осознавать это принуждение [19].
В архитектуре, литературе, кино и других формах
культурного производств, перформатизм реализуется через технику «двойного
кадрирования», когда, содержание сообщения (внутренний кадр) защищается внешней
эстетической рамкой (внешний кадр), выступающей своего рода анти-иронической
стеной [14].
Понимание фундаментальных
характеристик метамодернизма и наиболее яркой практики его проявления,
позволило нам подойти к алгоритмам создания двух типов методов (приемов)
психологического воздействия, учитывающих специфику современного общественного
умонастроения:
1. Формирование созвучной осцилляции установки
на избегание любых крайностей;
2. создание созвучных перформатизму внутренних пространств,
в которых проблемы становятся простыми для понимания, в силу отождествления их содержания
и формы, и совпадения обозначения с внутренней сущностью.
Модель создания и примеры психологических
приемов, созвучных осцилляции. Исходя из понимания осцилляции как способа работы с миром, сообразные ему
психологические методы воздействия
виделись нами, как приемы, побуждающие реципиента к открытию реального, а не
кажущегося порядка вещей, а, значит, определения для себя истинного масштаба имеющейся
психологической проблемы и действительную потребность в ее решении. Создавая данные приемы, мы обратились к
драматургии авангарда, так как именно она, отрицая критерии ценности,
обеспечивает ту степень свободы, в рамках которой происходит возврат к
нерефлексивным жизненным практикам, инстинктивным движениям, простейшим
творческим жестам и совмещению таких разомкнутых явлений, как архаичное/
современное, детское /взрослое, разумное /безумное, эстетическое
/внеэстетическое [13].
Апробация,
разработанных дискурсивных авангардных приемов для решения прикладных задач психотерапевтической
практики [7] и их последующее совершенствование позволили
определить в качестве рабочих, следующие методы:
«диалог расщепленного сознания» - используется для привлечения внимания реципиента к одновременной множественности и целостности
его «Я». К внутреннему диалогу, который он
ведет, когда спорит с самим собой;
«минус-приём» - побуждает реципиента
перейти к восприятию проблемной ситуации за пределами дихотомии «добра и зла»; для
этого в процессе психологической работы опускаются этические ритуалы моральные
нормы, религиозные заповеди и духовные соображения как не имеющие отношени к
рассмотрению проблемы.
«антиповедение» – используется при
попытках реципиента занять как однозначную, инертную позицию, так и позицию
циничного лицемерия. Для чего применяется «наоборотная» логика: поступить не
так, как это делают, сказать не так, как говорят, представить явление иным, чем
оно видится реципиенту;
«паратракция» – прием
сопряжения несовместимого (здоровый наркоман; атеист, верующий в Бога и т.п), вызывающий ощущение их
целостности, при сохранении ощущения несовместимости;
«вербальная визуализация» – способ вытеснения
вербального дискурсивного начала иконическими способами арт-коммуникации
(создание «текста без слов», при помощи мимики, пантомимики, интонирования,
голосовой модуляции и др.) с целью примирения и совмещения противоположностей;
«языковая игра» - используется
для обрушения представлений клиента о привычных понятиях («чтобы сойти с ума ум
надо иметь»); наиболее часто с этой целью используется зевгма – соединение
разноплановых элементов в качестве однородных членов, что обычно привлекает
внимание и создаёт комический эффект («настоящий мужчина должен быть чисто
выбрит и слегка пьян»).
«перформенс» – приём, обращающий
внимание на творческий процесс психологической работы и вовлекающий в него
реципиента, ориентированного на получение готового результата без усилий;
«абсурдистские дискурсивные
приёмы» - опровергают
логический закон противоречия, который говорит о недопустимости
одновременного утверждения и отрицания поэтому требует от
реципиента своего преодоления актом веры;
«деавтоматизирующее
остранение» – вырывание предмета из его привычного окружения
(деконтекстуализация), открывающее реципиенту одновременно две или несколько
точек зрения на актуальную для него проблему. Данная намеренная многозначность
«дозируется» психологом так, чтобы ни один из предложенных взглядов не
доминировал над остальными, а центральная часть эстетического эффекта,
задающего толчок к формированию новых смыслов, заключалась в постоянном его
мерцании.
Все
перечисленные методы позволяли сформировать у реципиента установку на избегание
крайностей для преодоления разногласий, лежащих в основе его психологических
проблем и открытия новых способов их решения
Модель создания и примеры психологических
приемов, созвучных перформатизму. Сообразные перформатизму психологические приемы создавались нами исходя
из описанной Р. Эшельманом техники «двойного кадрирования» [14]: путем установления правильных отношений
между внутренней (собственно сообщение о психологической проблеме) и внешней -
эстетической рамкой. В результате такого эстетического обрамления образуются
замкнутые внутренние пространства, блокирующие иронию («другие голоса») и способствовавшие единению смысла и послания сообщения.
Ситуации
и персонажи, представленные в таком сообщении, становятся простыми, непрозрачными, позволяющими реципиенту
легко идентифицироваться с ними, рождают у него ощущение красоты, любви, веры, трансцендентности,
которые раздвигают границы привычного и возрождают надежду на возможность
решения, как казалось еще недавно, неразрешимой ситуации.
Таким образом, сообщение обретая выраженную эстетическую
привлекательность и внутреннюю цельность, заставляет
реципиента менять к нему свое отношение, побуждает его начать с интересом
всматриваться и вдумываться в представленную в нем суть проблемы, вместо того,
чтобы реагировать на нее с привычной неприязнью и отторжением.
Данные представления
позволили разраюотатьи апробировать в процессе проведения психотерапии
следующие методики.
Прием «два рассказа» - используется для изменения отношение я человека к
предмету, событию или человеку, которые до этого казалось ему некрасивыми,
слишком простыми, прагматичными или банальными. Для этого, в ситуации, когда
человек не может точно знать, что истинно, ему предлагается две терапевтических
истории, мотивирующих на изменение отношения к тому, что им внутренне
отторгается – одна длинная, красивая и немного фантастическая. Вторая –
полностью правдивая, но короткая и грубая. Так как в этом случае человек
выбирает для себя красивую, пусть и не вполне достоверную историю [14], он будет
в дальнейшем продолжать размышлять над ней, рассматривая рассказанное в ней как
нечто, что может быть правдой.
Прием «эксцентричность» – психологический метод, при котором психолог собственной
эксцентричностью или эксцентричностью присутствующего на групповом сеансе
клиента, обнаруживает что-то одновременно находящееся вне нормы и при этом всеобщее,
чем затрагивает чувства всех присутствующих при этом людей. Эксцентричные люди
всегда вызывают чувство искреннего удивления, а их рассказы невольно заставляют примерять
к себе их опыт и оставляя соответствующий след в душе. Таким образом, эксцентризм является внешней
рамкой, которая защищает от иронии содержание внутреннего кадра - эмоции и
индивидуальный опыт эксцентричного человека, заставляя верить им.
Прием «мета – пуэрилизм» - метод, при котором эстетика
детского взгляда на вещи (внешний кадр), побуждает клиента начать
идентифицироваться с представленным ему содержанием сообщения (внутренний кадр)
переживая свои самые простые и искренние эмоции и чувства.
Прием
«нормкор» - метод при котором на первый план взаимодействия психолога и клиента выходит эстетика
нормальности, очевидный отказ следовать ролям, отражающим общественный статус.
В этом случае клиенту предлагается самая простая форма общения: без наукоемких
понятий и специальной терминологии. Психолог ведет себя с клиентом так,
как ведет себя с близкими ему людьми, обращая его клиента к простоте, к
спокойному отношению к себе и самоиронии. Поведению, при котором ведя себя, как
миллионы людей, он может не бояться быть как все, потому что на самом деле ни
один человек не похож на другого.
Прием «антропоморфизм» – меняет отношение к
сообщению путем придания установления правильных отношений с эстетикой антропоморфизма (внешний кадр). Данный метод позволяет клиенту пережить единение смысла и послания сообщения.
Прием
«минимализм» – представляет
собой антиироническую защиту сообщения посредством эстетики минимализма. Для
этого психолог показывает клиенту, красоту
того, как упрощение жизни нивелирует риски, а упрощение проблем позволяет легко
находить наиболее эффективные пути их
решения, обращает клиента к тому, что ему действительно
нужно (и ценно), открывает перед ним эстетику прямолинейного
препарирования табуированных тем, побуждает к уборке жизненного пространства,
благодаря чему освобождается место для реализации самых жизненных аспектов:
сохранения здоровья, построения гармоничных отношений, личностного роста,
осуществления желаемого вклада в этот мир.
Прием «эпический максимализм» - защищает самовыражение от иронии путем придания ему грандиозной, величественной окраски (внешняя рамка) Практически
это достигается путем организации шоу, вовлечения сообществ, публикациями видео
на YouTube и другими способами. При этом в данной форме самовыражения нет
постмодернистской фальши и наигранности. Она грандиозна, потому, что отражает
мощный, искренний душевный порыв.
Прием «метарефлексивность» - выделение и защита собственного
живого внутреннего опыта эстетикой саморефлекции. К
примеру, осуществляя данный прием, психолог конструирует свою индивидуальность
сознательно через объектив повествования. Создает в своих глазах
и глазах клиента свой собственный, удивительный «4-D фильм» о самом себе. Например, о том, как
ему приходилось в процессе оказания помощи другим людям открывать в себе психотерапевта,
психолога, педагога, друга по несчастью и еще много кого еще. Тем самым его опыт начинает выступать моделью для саморефлексии клиента и, как
следствие, становится его собственным ощущением.
Прием «пост-ирония» – метод защиты внутреннего опыта посредством эстетической иронии,
предоставляющий возможность проявления недовольства, без возможности уличения в
этом недовольстве, в силу того, что оно замаскировано, позволяет одновременно
выражать или не выражать мысли, которые могут войти в противоречие со взглядами
окружающих людей. Тем самым, с одной стороны, человек подает сигнал,
показывающий его истинное отношение к той или иному вопросу, а с другой – то
как он может легко и красиво избежать конфликта в случае несогласия с ним. Это
достигается путем двусмысленной речи, затрудняющей установление доли
шутки, когда ее содержание
представлено комбинацией иронии и искренности, либо проявляется переходом в
общении от иронии и сарказма к серьёзности.
Прием «конструктивная подстановка» – представляет собой единение методологически различных
подходов к решению психологической проблемы. То
есть, данный прием используется для построения пространства ощущаемого
опыта, отсутствующего в каждой из предлагаемых точек зрения. В качестве внешней
эстетической рамки (кадра) выступает трансцендентальная эстетика, побуждающая к
исследованию запредельных форм восприятия мира,
то есть тех форм, которые человек воспринимает с момента рождения на
подсознательном уровне и которые в процессе накопления жизненного опыта
трансформируются в априорные, синтетические понятия, являющиеся продуктом
деятельности человеческого рассудка.
Следует отметить, что преимуществом приемов, основанных на
технике «двойного кадрирования» является их универсальность. Как показала их
апробация в процессе психотерапии наркологических больных и членов их семей, применение
данных методов не требует учета
индивидуальных особенностей реципиентов, их умственной или эмоциональной
готовности к психологической работе, так как эстетическое оформление, правильно согласованное с содержанием
психотерапевтического сообщения, рождает ту его внутреннюю цельность, которая находит необходимый отклик у любого человека, не
зависимо от его установок.
Выводы:
Изучение работ, посвященных особенностям культурной эпохи
метамодернизма, позволило создать два типа методов (приемов) психологического
воздействия, побуждающих
реципиента к открытию реального, а не кажущегося порядка вещей, а также к переживанию веры и надежды в возможные новые решения актуальных
для него проблем. Эти методы дали возможность достичь психологического созвучияреципиента
умонастроению современной культурной эпохи, призывающей к преодолению
всепроникающей постмодернистской иронии и изменению наших представлений о мире
путем вдумчивого и осмысленного возрождения того ценного, что было забыто при
одновременном освобождении от всего наносного, надуманного и фальшивого.
Литература
1. Баришполец В. А.
Информационно-психологическая безопасность: основные положения //
Радиоэлектроника. Наносистемы. Информационные технологии. 2013. № 2. С. 62–104.
URL: https://elibrary.ru/item. asp?id =21139546 (дата обращения: 18.11.2018)
2. Брюханов А. В. Смена парадигмы в психиатрии:
от неокантианства к метамодернизму / А. В. Брюханов // Таврический
медико-биологический вестник. – 2013. – Т. 16. – № 1 (3). – С. 57–61.
3.
Вермюлен
Т., ван ден Аккер Р. Что такое метамодернизм? [Электронный ресурс] / Вермюлен
Т., ван ден Аккер Р. // Двоеточие – 2014. Режим доступа :
https://dvoetochie.wordpress.com/2014/06/19/metamodernism/ (дата обращения:
18.11.2018).
4.
Гребенюк
А. А. Метамодернистская психотерапия: теоретические основания и решаемые задачи
/ А. А. Гребенюк, А. Е. Носовцов // Фундаментальные и прикладные научные
исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей III Международной научно-практической конференции
/ под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. – Пенза : Наука и Просвещение, 2017. –
С. 207–212.
5.
Гребенюк
А. А. Теоретико-методологические основы метамодернистской психологии / А. А.
Гребенюк // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные
вопросы, достижения и инновации : сборник статей III Международной научно-практической
конференции / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. – Пенза : Наука и Просвещение,
2017. – С. 189–195.
6.
Гребенюк
А.А. Модель нарушений адаптации к культурной эпохе метамодернизма и способы их
психокоррекции // Учёные записки Крымского инженерно-педагогического
университета. Серия: Педагогика. Психология. – 2018, №1(11). – с.
13-20.
7.
Гребенюк
А.А., Носовцов А.Е. Теоретико-психологические основы и методика проведения
Когнитивно-Смысловой Антикрейвинговой Терапии // Проблемы современной науки и
образования. 2016. №17 (59). С. 103-112. –
doi:10.20861/2304-2338-2016-59-002).
8. Гусельцева М. С. Принцип развития в
психологии: вызовы полипарадигмальности и трансдисциплинарности / М. С.
Гусельцева // Принцип развития в современной психологии / отв. ред. А. Л.
Журавлев, Е. А. Сергиенко. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. – С.
31–51.
9.
Гусельцева
М. С. Трансформации современности в зеркале искусства: новые горизонты
эпистемологических поворотов / М. С. Гусельцева // Психологические
исследования. – 2018. Т.11– № 59.
10.
Сюндюков
Н. Интервью с Робином ван ден Аккером [Электронный ресурс] / Н. Сюндюков // METAMODERN. 1 марта, 2017. – Режим доступа : http://metamodernizm.ru/robin-van-den-akker (дата обращения: 18.11.2018).
11.
Златковский
В. В. Исследование причин недоверия к наркологическим услугам с позиций
метамодернистского подхода в психологии / В. В. Златковский, В. А. Мандыбура //
Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник
статей победителей V
Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. –
Пенза : Наука и Просвещение, 2017. – С. 161–167.
12.
Златковский
В. В. Метамодернистская психология в аддиктологии или взгляд на проблему
зависимого поведения в условиях «Новой реальности» / В. В. Златковский //
Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы,
достижения и инновации : сборник статей III Международной научно-практической
конференции / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. – Пенза : Наука и Просвещение,
2017. – С. 196–200.
13.
Чипизубова
М.И. Дискурсивные приемы театра авангарда как разновидность коммуникативного
семиозиса: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Чипизубова Марина Ивановна. –
Краснодар, 2004. – 161 c. – Режим доступа http://cheloveknauka.com/diskursivnye-priemy-teatra-avangarda-kak-raznovidnost-kommunikativnogo-semiozisa (дата обращения: 18.11.2018).
14.
Eshelman R. Performatism, or the End of Postmodernism [Электронный ресурс] / R. Eshelman // Anthropoetics. – 2001. – Vol. 6.
– № 2. – Режим доступа : http://www.anthropoetics.ucla.edu/ap0602/perform (дата обращения: 18.11.2018).
15.
Freinacht H. The Listening Society: A Metamodern
Guide to Politics, Book One (Metamodern Guides 1) / H. Freinacht. – Metamoderna
ApS, 2017. – 414 р.
16.
Metamodernist Manifesto [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.metamodernism.org/
(дата обращения: 04.06.2018).
17.
Turner L. Metamodernism: A Brief Introduction
[Электронный ресурс] / L. Turner // Notes on Metamodernism. January 12, 2015. –
Режим доступа : http://www.metamodernism.com/2015/01/12/
metamodernism-a-brief-introduction (дата обращения: 18.11.2018).
18.
Vermeulen T. Misunderstandings and
clarifications. Notes on 'Notes on Metamodernism' [Электрон- ный ресурс] / T.
Vermeulen, R. van den Akker // Notes on Metamodernism. June 3, 2015. – Режим
доступа :
http://www.metamodernism.com/2015/06/03/misunderstandings-and-clarifications
(дата обращения: 18.11.2018).
19.
Vermeulen T. Notes on metamodernism [Электронный
ресурс] / T. Vermeulen, R. van den Akker // AESTHETICS & CULTURE. – 2010. –
Vol. 2. – № 1. – Р. 1–14 – Режим доступа :
http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.3402/jac.v2i0.5677 (дата обращения:
18.11.2018).
20.
What is metamodern? [Электронный ресурс]. –
Режим доступа : http:// whatismetamodern.com/ (дата обращения: 18.11.2018).
Комментариев нет:
Отправить комментарий