Метамодернистская психология

Metamodernist PsychologyМетамодернистская психология

Психологические особенности и профилактика вооружённых нападений на школьные учреждения


УДК:159.9                                                                     Гребенюк А. А.
                                                                                       Grebenyuk A. A.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА ВООРУЖЕННЫХ НАПАДЕНИЙ НА ШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

PSYCHOLOGICAL FEATURES AND PREVENTION OF ARMED ATTACKS ON EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация. В статье рассматриваются основные психологические аспекты вооруженных нападений на учебные заведения. Анализируются результаты исследований зарубежных ученых, посвященных данной проблеме. Приводится описание комплекса поведенческих признаков, свидетельствующих о возможном формировании преступного умысла. Дается характеристика комплексным профилактическим мероприятиям, направленным на недопущение таких преступлений. Обращается внимание на роль СМИ в распространении информации, провоцирующей цепочки подражательных расстрелов. При этом выдвигается гипотеза, согласно которой одной из причин такого негативного эффекта является использование при подготовке телевизионных и иных информационных сюжетов техники «двойного кадрирования» - современного приема эстетического принуждения, который заставляет человека невольно идентифицироваться с людьми, вещами и явлениями, которые кажутся им неприятными, невозможными или невероятными.
Annotation. The article discusses the main psychological aspects of armed attacks on educational institutions. Analyzed the results of studies of foreign scientists on this issue. A description of the complex behavioral signs indicating a possible formation of criminal intent is given. The characteristic is given to comprehensive preventive measures aimed at preventing such crimes. Attention is drawn to the role of the media in the dissemination of information, provoking a chain of imitative shootings. At the same time, it is hypothesized that one of the reasons for such a negative effect is the use of “double fraiming” in the preparation of television and other information plots - a modern method of aesthetic coercion that forces a person to unwittingly identify with people, things and phenomena that seem unpleasant to them, impossible or unbelievable.

Ключевые слова: вооруженные нападения на учебные заведения, школьные расстрелы, метамодернизм, метамодернисткая психология, перформатизм.


Keywords: armed attacks on educational institutions, school executions, metamodernism, metamodernist psychology, performatism.

Аннотация: в статье рассматриваются основные психологические аспекты вооруженных нападений на учебные заведения. Анализируются результаты исследований зарубежных ученых, посвященных данной проблеме. Приводится описание комплекса поведенческих признаков, свидетельствующих о возможном формировании преступного умысла. Дается характеристика комплексным профилактическим мероприятиям, направленным на недопущение таких преступлений. Обращается внимание на роль СМИ в распространении информации, провоцирующей цепочки подражательных расстрелов. При этом выдвигается гипотеза, согласно которой одной из причин такого негативного эффекта является использование при подготовке телевизионных и иных информационных сюжетов техники «двойного кадрирования» - современного приема эстетического принуждения, который заставляет человека невольно идентифицироваться с людьми, вещами и явлениями, которые кажутся им неприятными, невозможными или невероятными.

Постановка проблемы.
Еще недавно вооруженные нападения на учащихся и персонал учебных заведений (т.н. «школьные расстрелы») рассматривались как «уникальный американский кризис», обусловленный широким распространением огнестрельного оружия [1]. В связи с чем в США данное явление давно стало серьёзной общественной проблемой [2].
К сожалению, в ХХ1 веке практика школьных расстрелов как способ разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов вышла за пределы Америки. В результате чего, только в период с 2000 по 2010 год «расстрельные» трагедии прогремели в учебных заведениях 37 стран [3].
В России первое подобное преступление было совершено в 2014 году в школе № 263 в районе Отрадное города Москвы, где десятиклассник, вооружённый карабином и винтовкой, застрелил учителя географии и захватил в заложники своих одноклассников, а затем открыл огонь по прибывшим на место происшествия полицейским, убив сотрудника вневедомственной охраны и тяжело ранив патрульного [4]. В январе 2018 году было зафиксировано два подобных случая: в пермской школе двое подростков ранили ножами 15 человек [5], а в Улан-Удэ вооружённый топором подросток нанёс травмы шестерым школьникам и учительнице, а также поджёг класс [6]. В этом же году, 17 октября в Керченском политехническом колледже произошло массовое убийство, крупнейшее в новейшей истории Европы по количеству жертв. Согласно официальным данным, в результате взрыва и стрельбы, совершенных 18-летним студентом, погиб 21 человек из числа учащихся и персонала, включая самого нападавшего [7, 8].
Учитывая распространение числа вооруженных нападений на учебные заведения, актуальным выступает изучение психологических причин, обуславливающих данное негативное явление и выработка рекомендаций по предупреждению данного рода преступлений, и скорейшего преодоления их негативных психологических последствий.
Анализ литературы:
Изучение проблемы «школьных расстрелов» включает в себя анализ множества различных социально-психологических факторов. В частности, в настоящее время достаточно глубоко изучены национальные модели насилия, связанные с огнестрельным оружием и обусловленная ими специфика массовых расстрелов [9- 11]. При этом отдельное внимание уделено исследованию вооруженных нападений в школах и общинах [12, 13]. В связи с чем, Центром по контролю и профилактике заболеваний совместно с Департаментом образования США и Министерством юстиции Соединенных Штатов подготовлен аналитический обзор смертей в учебных заведениях с 1992-1999 года, вызванных преднамеренным и непреднамеренным использованием оружия [14].
Особое место в исследовании проблемы «школьных расстрелов» отведено изучению психологического портрета потенциального преступника, мотивов его поведения и поведенческих признаков, свидетельствующих о преступном умысле [15, 16], а также роли технических и иных мер по обеспечению физической безопасности учащихся [17]. Проведено изучение феномена распространения «школьных расстрелов» как результата подражания преступному поведению [18], а также механизмов становления этого преступного умысла [2].
Целью данной статьи является описание психологических особенностей лиц, совершивших вооруженные нападения на учебные заведения, повлекшие за собой массовые жертвы и выработка рекомендаций по предупреждению данного вида преступлений.

Изложение основного материала.

Этапы, материалы и методы исследования.

Решение поставленной задачи осуществлялось два этапа:
На первом этапе осуществлялся теоретический анализ и обобщение научной литературы, посвященной проблеме «школьных расстрелов». Определялись основные, психологические особенности преступников, мотивы их поведения, поведенческие признаки, свидетельствующие о преступном умысле
На втором этапе, исходя из полученных данных, осуществлялась выработка рекомендаций по профилактике вооруженных нападений на учебные заведения.

Результаты исследования.

В настоящее время под вооруженными нападениями на учебные учреждения («школьными расстрелами») понимается применение вооружённого насилия на территории образовательного учреждении (главным образом к учащимся), которые нередко выливаются в массовые убийства. В отличие от террористических, эти преступления не преследуют цели систематического устрашения населения путем убийств, уничтожения имущества, порчи инфраструктуры, с целью повлиять на принятие решений властями и международными организациями [16].
Согласно результатам исследований, проведенным Секретной службой США, многие из преступников пошли на насилие из-за преследований со стороны своих соучеников, а также из-за своей отчуждённости от коллектива [19, 20]. В последующем данные выводы были подтверждены и другими исследователями [21].
Всестороннее изучение показало, что нельзя точно выделить определённый тип школьников, склонных к такого рода преступлениям [16, 21]. Однако многие из них относятся к типу «сборщиков несправедливостей» [22, 23].
ФБР США в докладе 1999 года «Школьный мститель» описало портрет потенциального стрелка: 16-летний здоровый умный белый мужчина, в доме которого хранится оружие, в семье которого были психически нездоровые люди, и который в трети случаев сам обращался к психотерапевту из-за проблем с общением [24].
В мае 2002 года Секретная служба опубликовала отчет, в котором были рассмотрены 37 школьных расстрелов в США. У них были следующие выводы:
·Инциденты, связанные с насилием в школе редко обусловлены внезапными, импульсивными действиями.
·В большинстве случаев, другие люди знали от будущего преступника о его идее и плане нападения.
·Большинство преступников не угрожали своим будущим жертвам непосредственно перед атакой.
·Не существует точного или универсального профиля учащихся, которые склонны к совершению подобных престпулений.
·Большинство злоумышленников, ранее испытывали психологические проблемы и нуждались в помощи.
·Большинство преступников с трудом справлялись с личными неудачами. Более того, многие из них задумывались о самоубийстве или даже совершали суицидальные попытки.
·Большинство преступников ранее подвергались издевательствам, преследованию или унижениям со стороны других людей.
·Большинство атакующих имели доступ и использовали оружие до атаки.
·Во многих случаях в подготовке и совершении преступления им, в определенной степени, помогали другие учащиеся.
·Несмотря на своевременную реакцию правоохранительных органов, большинство инцидентов, связанных с расстрелом, были прекращены без вмешательства правоохранительных органов [16].
·Исследователи составили базу данных о перестрелках в американских школах и выяснили, что стрельба является «заразной». Согласно их выводам, трагические события, число жертв которых составило от четырех и более человек, «вдохновляют» других преступников на совершение подобных преступлений. Авторы работы считают, что 20–30% массовых расстрелов в школах — результат имитации прошлых перестрелок. В среднем спустя 13 дней после массового расстрела в одной школе инцидент повторялся в другом учебном заведении [16].
·При этом 70 % молодых людей, совершивших нападения на школы, в той или иной степени вдохновлялись примером учеников из американской школы «Колумбайн» [21].
·Как только через СМИ становится известно о вооруженном нападении на учебное заведение, легко находятся подражатели. В связи с чем в 2016 году Американская психологическая ассоциация опубликовала пресс-релиз, в котором призвала СМИ и энтузиастов, распространяющих новостные сообщения в Интернете, к недопущению раскрытия имен преступников и их фотографий, чтобы не делать их более узнаваемыми и не побуждать к идентификации с ними [18].
Ученые Института по предупреждению насилия и прикладной криминологии (IGaK) в Берлине установили, что порожденные этими примерами агрессивные фантазии усиливаются у будущих преступников в течение ряда лет, прежде чем они начинают действовать. Со временем их представления о возможном преступлении становятся более подробными, и часто подкрепляются искаженным чувством справедливости или морали (например, вера в божественное право решать судьбу других).
На раннем этапе, такие молодые люди, как правило, скрывают эти фантазии, однако затем начинают ими делиться с друзьям в интернете и даже в форме сообщений в средства массовой информации. Писать на данную тему стихи или выполнять рисунки. При этом многие из них начинают все больше идентифицироваться со своими преступными «идолами» - носить подобную одежду, выбирать то же оружие, что и они и прочее. В последующем, такие подростки начинают испытывать все более сильное желание сделать это «лучше», чем их предшественники, что, как правило, обычно означает убийство еще большего количества людей. При этом в отличие от сходных преступлений, совершаемых в более-менее закрытых коллективах (напр., расстрела сослуживцев), умысел нападающих на учебные заведения часто не конкретизирован, вследствие чего атака выливается в беспорядочную пальбу по человеческим мишеням [2].
Исследования показали, что такие убийцы не спешат. Они тщательно планируют предстоящее преступление (иногда годами), детально изучают место его совершения, выбирают наиболее удобное время для нападения [21, 16]. ().
По мнению специалистов Секретной службы США, родители, педагоги и другие люди должны обращать внимание на то, что говорит ребёнок, накапливает ли он длительные обиды и недовольства, какими фантазиями и планами делится со своими друзьями, проявляет ли интерес к оружию и имеет ли доступ к нему, испытывает ли депрессию [16].
Подобные же рекомендации разработаны немецкими специалистами, которые реализованы на практике в виде специального обучения персонала школ, социальных работников и полицейских Германии, направленного на то, чтобы они обращали внимание на поведенческие признаки, которые могут сивдетельствовать о формирующемся у ребенка преступном умысле. Например, высказывания типа: «Я убью этого учителя», «навсегда разберусь с учениками в классе», «"Тут что-то обязательно должно случиться» и тому подобные. Для чего разработана динамическую систему анализа рисков DyRiAS - опросник более чем на 100 вопросов, который позволяет дать оценку, насколько ситуация опасна. Например, насколько идентифицирует себя потенциальный нападающий с участниками прошлых массовых убийств [21].
В целом, специалисты разных стран рекомендуют комплексную профилактику вооруженных нападений на учебные заведения. При этом можно выделить следующие ее общие особенности:
1.                     взрослые (родители, педагоги) должны не искать в ребёнке какие-то характерные черты потенциального преступника, а наблюдать за его поведением. В частности, обращать внимание на сочетание таких признаков как суицидальные мысли, переживание эмоций, отчаяния и гнева и доступ к оружию. В связи с чем, желательным является прохождение персоналом учебных заведений спецобучения, в ходе которого они могли бы научиться распознавать сигналы возможного агрессивного поведения.
2.                     Школьным психологам следует уделять особое внимание изучению психологического климата в учебных группах. Выявлению учащихся плохо контролирующих реакции гнева, проявляющих агрессивность и жестокость в поведении, испытывающих суицидальные мысли и состояния устойчиво сниженного настроения.
3.                     Во избежание провоцирования цепочки подражательных расстрелов, СМИ не следует указывать имена и публиковать фотографии нападавших. (не следует делать их более узнаваемыми) и распространять чрезмерно упрощенные объяснения случившегося (могут подтолкнуть других молодых людей к решению таким образом своих проблем).
4.                     Со всеми детьми, которые имеют неточную информацию о происшедшем должны быть проведены беседы, помогающие откорректировать представление о произошедшем (во избежание распространения слухов и домыслов).
5.                     Поддержка жертвам насилия (ученикам, семьям и школьным работникам) должна быть направлена на как можно быстрейшее их возвращение к привычному образу жизни. Чрезмерное проявление заботы, когда им предлагаются специальные возможности в течение последующих месяцев и даже лет, способствует закреплению в сознании жертв насилия перенесенного травматического опыта.
6.                     Жертвы насилия, испытывающие явные затруднения нормального психического функционирования после перенесенного стресса, либо испытывающие затруднения восстановления своего психического состояния спустя месяц после полученной психотравмы, должны быть консультированы психиатром и получать необходимую психиатрическую и психотерапевтическую помощь.
Завершая данную статью, мы бы хотели обратить внимание на связь распространения «школьных расстрелов» с вхождением общества к началу ХХ1 века в новую культурную эпоху своего развития, которая получила название «метамодернизм» [25, 16 ]. На смену бесконечной иронии, как доминирующей силе в культуре пришла эстетически навязываемая вера (т.н. «перформатизм» [27].
 В кино, архитектуре, литературе и других формах культурного производства, перформатизм стал реализовываться через эстетическое принуждение, заставляя реципиента идентифицироваться, отождествляться с людьми, вещами и явлениями, казалось бы, для них невозможными или невероятными. Испытывать под влиянием чувство веры в возможности того, что представлялось им «неправильным» и «некрасивым». [27].
Технически это достигается приемом «двойного кадрирования» («двойной рамки»), когда, содержание некоего сообщения, (внутренний кадр) защищается внешней эстетической рамкой (внешний кадр), выступающей своего рода анти-иронической стеной. Например, эстетическое обрамление в кино странного, примитивного человека, демонстрирующего поведение, которое обычно вызывает неприязнь и отторжение, позволяет ему придать цельность, которая обнаруживает что-то одновременно находящееся вне нормы и при этом всеобщее. В результате поведение такого человека затрагивает чувства всех зрителей и заставляет их с ним идентифицироваться.
Исходя из концепции метамодернистской психологии [28, 29], мы полагаем, что именно эстетическое обрамление массового убийства в школе «Колумбайн» в 1999 году привело к формированию подражательного интереса к данному преступлению и идентификации с теми, кто его совершил. Подача СМИ яростной стрельбы в форме эпического максимализма, защитило самовыражение преступников от внешней критики и иронии, путем придания ему грандиозной, величественной окраски (внешний кадр). Ведь телевидение, кино книги, пресса обрамили это преступление эстетикой политического акта во имя угнетённых учеников, пострадавших от сверстников [30, 31]
В результате чего ужасное преступление стало отражать мощный, искренний душевный порыв и приобрело невиданную грандиозность.
Также следует отметить, что метамодернизм всегда предполагает реконструкцию после деконструкции, в связи с чем в культурном пространстве последних двух десятилетий широкое распространение получило производство различного рода ремиксов. Именно этим мы объясняем то, что «школьные расстрелы» также часто повторяют версию преступления в школе «Колумбайн» в новой, нередко более кровавой, аранжировке.

Выводы.
Наступление XX1 века ознаменовалось распространением вооруженных нападений на учебные заведения в большинстве развитых стран мира. Специальные исследования данного феномена позволили специалистам из разных стран предложить ряд сходных, комплексных профилактических мероприятий по недопущению данного рода преступлений. Среди них ведущее место отводится наблюдению за поведением учащихся с целью выявления комплекса поведенческих признаков с высокой степень вероятности свидетельствующих о формировании преступного умысла. Отдельной проблемой является недопущение подачи СМИ информации о данных преступлениях в формате, провоцирующем цепочки подражательных расстрелов. В связи с чем актуальным является изучение способов безопасной подачи информации о такого рода преступлениях с учетом перехода общества в метамодернистскую фазу своего культурного развития. 

Литература:
1.            Woodrow Cox J.; Rich S. Scarred by school shootings.[Электронный ресурс] / J Woodrow Cox.; S.Rich // The Washington Post. 25.03. 2018 – Режим доступа : https://www.washingtonpost.com/graphics/2018/local/us-school-shootings-history/?noredirect=on&utm_term=.c3af3a8cfd1f (дата обращения: 18.11.2018).
2.            Frank J. Robertz. Deadly Dreams: What Motivates School Shootings? [Электронный ресурс] /  Robertz J.Frank // Scientific American 01.08. 2007 – Режим доступа : https://www.scientificamerican.com/article/deadly-dreams/ (дата обращения: 18.11.2018).
3.            Foxman, S., King R. How school killings in the US stack up against 36 other countries put together [Электронный ресурс] / S. Foxman, R. King // Quartz. Atlantic Media. 14.12. 2012 – Режим доступа : https://qz.com/37015/how-school-killings-in-the-us-stack-up-against-36-other-countries-put-together/ (дата обращения: 18.11.2018).
4.            Weir F.  Moscow school shooter brings an all-too-American tragedy to Russia [Электронный ресурс] / F.Weir // Christian Science Monitor . December 03.02.2014 – Режим доступа : https://www.csmonitor.com/World/Europe/2014/0203/Moscow-school-shooter-brings-an-all-too-American-tragedy-to-Russia (дата обращения: 18.11.2018).
5.            Что случилось в пермской школе: драка или нападение? [Электронный ресурс] // ВВС-русская служба . 15. 01. 2018 – Режим доступа : https://www.bbc.com/russian/news-42690997  (дата обращения: 18.11.2018).
6.            Нападение на школу в Бурятии: семь раненых? [Электронный ресурс] // ВВС-русская служба . 19. 01. 2018 – Режим доступа : https://www.bbc.com/russian/news-42742196 (дата обращения: 18.11.2018).
7.            Денисов А. При нападении на керченский колледж пострадали 67 человек. [Электронный ресурс] / А. Денисов// РИА Новости. 31.10 2018 – Режим доступа : https://ria.ru/incidents/20181031/1531859155.html (дата обращения: 18.11.2018).
8.            Семенова И. Трагедия в Керчи стала крупнейшей из подобных атак в Европе. Кто ещё нападал на школы в одиночку в странах бывшего СССР. [Электронный ресурс] / И.Семенова // Новое время. 18.10. 2018 - Режим доступа : https://new.nv.ua/ukraine/events/trahedija-v-kerchi-stala-krupnejshej-iz-podobnykh-atak-v-evrope-kto-eshche-napadal-na-shkoly-v-odinochku-v-stranakh-byvsheho-sssr-2500992.html (дата обращения: 18.11.2018).
9.            Hoyert DL, Xu JQ. Deaths: Preliminary data for 2011. / DL Hoyert, JQ Xu  – Natl Vital Stat Rep. 2012; 61(6):1-50. Hyattsville, MD: National Center for Health Statistics. – Режим доступа : http://www.cdc.gov/nchs/data/nvsr/nvsr61/nvsr61_06.pdf. (дата обращения: 18.11.2018).
10.          International Monetary Fund. World Economic Outlook: Growth Resuming, Dangers Remain: A Survey by the Staff of the International Monetary Fund. –  Washington, DC, . –04. 2012, p. 177-180. ISBN 978-1-61635-246-2. – Режим доступа : http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2012/01/. (дата обращения: 18.11.2018).

11.          North CS, King RV. Eyewitness to Mass Murder. / Y. Neria, S. Galea, FH. Norris, eds. //  Mental Health and Disasters. . – Cambridge University Press, 2009, pp. 497-507.
12.          Berkowitz B, Cuadra A, Rivero C, Stanton L, Wei S. The Washington Post. Deadliest U.S. Shootings. [Электронный ресурс] / B. Berkowitz at al. // The Washington Post. 23.09.2013 – Режим доступа : http://www.washingtonpost.com/wp-srv/special/nation/deadliest-us-shootings/ (дата обращения: 18.11.2018).
13.          Profiling' School Shooters» [Электронный ресурс] // Frontline. 17.03. 2007. – Режим доступа :  https://www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/shows/kinkel/profile/ (дата обращения: 18.11.2018).
14.          Anderson M., Kaufman J.; Simon T.R. School-Associated Violent Deaths in the United States/ [Электронный ресурс] / M. Anderson at al. //Journal of the American Medical Association 05.12. 2001 – Режим доступа : https://jamanetwork.com/journals/jama/fullarticle/194436 (дата обращения: 18.11.2018).
15.          Towers Sh., Gomez-Lievano  A., Khan M., Mubayi A., Castillo-Chavez C. Contagion in Mass Killings and School Shootings. [Электронный ресурс] / Sh. Towers at al.  // PLOS ONE 02.07.15 – Режим доступа : https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0117259 (дата обращения: 18.11.2018).
16.          Vossekuil, B; Fein R; Reddy M; Borum R; Modzeleski W The Final Report and Findings of the Safe School Initiative: Implications for the Prevention of School Attacks in the United States / [Электронный ресурс] / B. Vossekuil  at al. // National Threat Assessment Center, Washington, D.C.: U.S. Department of Education, Office of Elementary and Secondary Education, Safe and Drug-Free Schools Program and U.S. Secret Service.  17.06. 2003 – Режим доступа : https://web.archive.org/web/20030617182534/https:/www.treasury.gov/usss/ntac/ssi_final_report.pdf (дата обращения: 18.11.2018).
17.          Deadly Lessons: School Shooters Tell Why [Электронный ресурс] //  Chicago Sun-Times 15.10. 2000. – Режим доступа :  http://powerreporting.com/files/shoot.pdf (дата обращения: 18.11.2018).
18.          Johnston J. Media Contagion" Is Factor in Mass Shootings, Study Says [Электронный ресурс] / J. Johnston // (Press release). American Psychological Association 04.08. 2016 – Режим доступа : https://www.apa.org/news/press/releases/2016/08/media-contagion.aspx (дата обращения: 18.11.2018).
19.          Fox J.A. In San Bernardino, focus on the murderous partnership. [Электронный ресурс] / J.A. Fox. // USA Today. 03.12.2015 – Режим доступа : https://www.usatoday.com/story/opinion/2015/12/03/james-alan-fox-san-bernardino-focus-murderous-partnership/76725342/ (дата обращения: 18.11.2018).
20.          Fox J.A. The real causes of mass murder. [Электронный ресурс] / J.A. Fox. // Boston.com. 25.11.2015 – Режим доступа : http://archive.boston.com/community/blogs/crime_punishment/2011/01/the_real_causes_of_mass_murder.html (дата обращения: 18.11.2018).
21.          Бушуев М. Психолог о том, как можно было предотвратить нападение на школу (интервью с немецким психологом Мирко Альвином [Электронный ресурс] / М.Бушуев // DW 19.01.2018 – Режим доступа : https://www.dw.com/ru/ психолог-о-том-как-можно-было-предотвратить-нападение-на-школу/a-42226950  (дата обращения: 18.11.2018).
22.          Bekiempis V. Meet Mass-Shooting Expert Mary Ellen O'Toole. [Электронный ресурс] / V. Bekiempis // Newsweek. 06.09. 2015 – Режим доступа : https://www.newsweek.com/serial-killer-mass-shooter-school-shootings-federal-bureau-investigation-367374 (дата обращения: 18.11.2018).
23.          Cullen D. Inside the Warped Mind of Vester Flanagan and Other Shooters. Says [Электронный ресурс] / D. Cullen // The New Republic.27.09. 08. 2015 – Режим доступа : https://newrepublic.com/article/122669/injustice-collectors-how-understand-vester-flanagans-manifesto (дата обращения: 04.08.2016).
24.          Солодов Р. Еще один расстрел. Еще одна молитва?. [Электронный ресурс] / Р. Солодов // Чайка 06.03.2018 – Режим доступа : https://www.chayka.org/node/8761 (дата обращения: 18.11.2018).
25.          Vermeulen T, van den Akker R. Misunderstandings and clarifications. Notes on 'Notes on Metamodernism' // Notes on Metamodernism, on June 3, 2015 – Режим доступа: URL: http://www.metamodernism.com/2015/06/03/misunderstandings-and-clarifications (дата обращения: 18.11.2018)
26.          Vermeulen T, van den Akker R. Notes on metamodernism // AESTHETICS & CULTURE, Vol. 2, 2010. – Режим доступа: URL: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.3402/jac.v2i0.5677 (дата обращения: 18.11.2018)
27.          Eshelman R. Performatism, or the End of Postmodernism. // Anthropoetics, 2001, Vol 6, No 2. – Режим доступа: URL: http://www.anthropoetics.ucla.edu/ap0602/perform.htm (дата обращения: : 18.11.2018)
28.          Гребенюк А. А. Основы метамодернистской психологии // METAMODERN, 2017, 30 ноября – Режим доступа: URL: http://metamodernizm.ru/metamodernism-psychology/ (дата обращения: 18.11.2018)
29.          Гребенюк А. А. Теоретико-методологические основы метамодернистской психологии // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей III Международной научно-практической конференции / Под общ. Ред. Г. Ю. ГуляеваПенза: «Наука и Просвещение». – 2017. – С. 189-195
30.          Drash W. The massacre that didn't happen. [Электронный ресурс] / W.   Drash // CNN 03.11.2015. – Режим доступа : https://edition.cnn.com/2015/11/03/us/minnesota-foiled-school-massacre-john-ladue/index.html (дата обращения: 18.11.2018).
31.          Larkin R. W. The Columbine Legacy Rampage Shootings as Political Acts. [Электронный ресурс] / R. W. Larkin // American Behavioral Scientist 52(9):1309-1326 04.2009 – Режим доступа : https://www.researchgate.net/publication/247751861_The_Columbine_LegacyRampage_Shootings_as_Political_Acts (дата обращения: 18.11.2018).

Комментариев нет:

Отправить комментарий